2 февраля 2022. В первом чтении принят законопроект о переходе к одноуровневой организации местного самоуправления в России. Если закон будет принят окончательно, то органов власти лишатся городские и сельские поселения, а губернаторы смогут отправлять мэров в отставку. На переход к одноуровневой организации МСУ в регионах документом предусмотрено 5 лет — до 2028 года, но основная часть положений законопроекта должна вступить в силу до 1 января 2023 года. Что изменится в жизни колымчан — в материале MagadanMedia.
"После введения в действие действующего Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прошло 18 лет. Во-многом, сегодня наша страна непохожа на Россию 2003 года, а значит необходимы корректировки законодательства. Вторая причина — за время действия Федерального закона № 131-ФЗ в него было внесено большое количество поправок. Если быть точнее, то поправкам в это федеральный закон были посвящены 180 федеральных законов. И, наконец, третья и, пожалуй, самая важная причина: правками в Конституцию России, которые большинство россиян одобрило недавно было провозглашено формирование единой системы публичной власти, что не может не вызывать и необходимости внесения изменений в законодательство о местном самоуправлении.
Важно отметить, что проектом предусматривается 5-летний переходный период — с 1 января 2023 года до 1 января 2028 года, в течение которого будет осуществлен переход к одноуровневой организации местного самоуправления", — комментирует представитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области в Совете Федерации ФС РФ, член комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
Все городские округа региона, кроме Магадана, будут преобразованы в муниципальные округа. Таким образом, в регионе будет один городской округ — Магадан — и 8 муниципальных округов (Хасынский, Ягоднинский, Ольский и так далее). Согласно федеральному закону № 87-ФЗ плотность населения городского округа должна составлять не менее 42,85 чел./км², тогда как плотность населения в большинстве городских округов Магаданской области колеблется в диапазоне 0,02–0,32 чел. Соответственно, под определение "городской округ" большинство нынешних городских округов не попадают. При этом, процедура переименования не повлечет за собой переизбрание главы и депутатов. Произойдет лишь замена одного термина на другой в документах и актах.
"В конце 2021 года заксобрание Колымы приняло поправки в Устав Магаданской области, которые позволили привести систему муниципальной власти в регионе в соответствие новым нормам федерального законодательства. Все городские округа региона, кроме Магадана, будут преобразованы в муниципальные округа. Это логичное преобразование, которое соответствует духу времени и позволяет создать во всей стране единую систему публичной власти. Сейчас работа продолжается, предстоит довести ее до конца в каждом муниципалитете. Кроме того, в план законодательной деятельности Магаданской областной Думы на первое полугодие вошёл проект регионального закона "О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области", который призван привести наше законодательство в соответствие с федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", — отметил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.
Напомним, Магаданская областная Дума в декабре 2021 года внесла поправки в Устав территории. Согласно федеральному закону № 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", плотность населения городского округа должна составлять не менее 42,85 чел./км², тогда как плотность населения в большинстве городских округов Магаданской области колеблется в диапазоне 0,02–0,32 чел./км². В связи с этим в Устав вводится понятие "муниципальный округ".
"Напомню, что на сегодняшний день у нас 9 муниципальных образований обладают статусом городских округов, а теперь будет 1 городской округ — Магадан — и 8 муниципальных округов — бывшие городские округа с малой численностью населения. Вопросы местного значения муниципального округа в полном объеме совпадают с вопросами местного значения городского округа", — рассказала заместитель председателя Магаданской областной Думы Виктория Голубева.
"При принятии нового законопроекта "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" Магаданскую область затронет только преобразование 8 городских округов в муниципальные округа.
Преобразование городских округов Магаданской области в муниципальные округа не повлечет досрочного прекращения глав городских округов и депутатов представительных органов городских округов, не потребует формирования новой муниципальной нормативной правовой базы (в муниципальных правовых актах, как правило, потребуется замена словосочетаний "городской округ" на "муниципальный округ")", — отмечает Елена Дикарева, руководитель Управления по делам местного самоуправления.
Переход на одноуровневую систему местного самоуправления подразумевает, что в каждом муниципальном образовании будет один глава и депутатский корпус для всего округа, а не для конкретных поселений, входящих в его состав. Сейчас в стране местное самоуправление осуществляется как на одном уровне — в муниципальных, городских округах или внутригородских территориях городов федерального значения, так и одновременно на двух уровнях — в поселениях и муниципальных районах, в которые они входят, во внутригородских районах и городских округах с внутригородским делением (всего в стране 3 таких города — Махачкала, Самара, Челябинск). При этом у каждого муниципалитета — свой бюджет и свои органы местного самоуправления.
"В большинстве случаев на "нижнем" — поселенческом уровне — недостаточно ресурсов для выполнения своих полномочий, и поселениям из-за этого не всегда удаётся эффективно решать задачи в интересах граждан, проживающих на соответствующей территории.
Вследствие перехода к одноуровневой организации местного самоуправления из восьми видов муниципальных образований, существующих сегодня, законопроектом предлагается сохранить три вида одноуровневых муниципальных образований: городской округ; муниципальный округ; внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения", — отмечает Анатолий Широков.
Соответствующая реформа по переходу к одноуровневой системе уже прошла в Магаданской области в 2015 году, поэтому в этой части для региона ничего не изменится.
Реформа была направленная на совершенствование территориальной организации местного самоуправления, создание условий для формирования сбалансированных местных бюджетов и предпосылок для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.
До образования городских округов местное самоуправление в Магаданской области имело двухуровневую структуру: муниципальные районы и расположенные на их территории городские и сельские поселения. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления поседений действовали независимо друг от друга, потому что в силу закона подчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию не допускается.
"Всего до муниципальной реформы на территории Магаданской области существовало 48 муниципальных образований: 1 городской округ, 8 муниципальных районов, 39 городских и сельских поселений. Значительная часть местных администраций в силу объективных причин не была обеспечена квалифицированными кадрами. За редким исключением, поселковые и сельские муниципальные образования собственных источников доходов не имели. В результате, и без того скудные финансовые ресурсы распылялись между почти полусотней местных бюджетов. В таких условиях организовать эффективное управление территорией и планировать стратегическое развитие региона не представлялось возможным.
Осуществленные преобразования упразднили малоэффективную в северных условиях двухуровневую территориальную организацию местного самоуправления. Сегодня местное самоуправление осуществляется в 9 городских округах: Ольском, Хасынском, Тенькинском, Сусуманском, Ягоднинском, Омсукчанском, Среднеканском, Северо-Эвенском и областном центре — городе Магадане", — Елена Дикарева.
Для организации муниципального управления в населенных пунктах, которые ранее имели статус муниципальных образований, в структуре администраций городских округов предусмотрены территориальные отделы.
Например, в Хасынском городском округе действуют территориальные отделы в поселках Стекольный и Талая. Но отдельными полномочиями эти отделы не наделены.
Жители сел и поселков не ощутят изменений в части льгот, гарантий, действующих на конкретных территориях. Еще при реформе 2015 года все распространяемые на территорию гарантии были сохранены. Участвовать в осуществлении местного самоуправления колымчане могут через общественные советы.
"В целях непосредственного участия населения названных населенных пунктов в осуществлении местного самоуправления из числа местных жителей сформированы общественные советы. Одними из основных направлений деятельности общественных советов являются содействие социально-экономическому и культурному развитию населенных пунктов, изучение и учет общественного мнения граждан, отстаивание законных интересов жителей.
Поселки и села, утратив статус муниципальных образований, сохранили статус административно-территориальных единиц Магаданской области. В этой связи на жителей поселков и сел, отнесенных в соответствии нормативными правовыми актами Магаданской области к сельским населенным пунктам, по-прежнему распространяются гарантии и льготы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством", — отмечает Елена Дикарева.
Проект МСУ предполагает еще одно изменение, связанное с правом губернатора отправить мэра в отставку. Проектом закона предлагается ввести новое основание для удаления главы муниципального образования в отставку по решению представительного органа — систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, проектом предлагается установить единый срок полномочий для депутатов, главы муниципального образования и иных лиц, замещающих муниципальные должности, — 5 лет.
Губернатор Магаданской области Сергей Носов на пресс-концеренции по итогам 2021 года рассказал, не теряется ли в таком случае роль жителей.
"Многие выборы проходят по принципу демократии. Губернатор и парламент избираются населением. Мэра избирают представительные органы. Но вопрос в чем? — Как исправить ошибку выбора? Ошибку может исправить только вышестоящая власть. Ни у одного серьезного руководителя личных мотивов уволить быть не может. Эмоциям здесь места нет! Здесь нет никаких ущемлений. Президент и губернатор обязан слышать людей. Но лучше до этих решений не доводить", — отметил глава территории.
Подробнее о способах избрания глав, основаниях для их отставки и полномочиях рассказал Анатолий Широков:
"Проектом предлагается установить, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования избирается одним из трех способов (два из которых аналогичны существующим в настоящее время):
В целях обеспечения эффективности деятельности органов местного самоуправления также повышается ответственность глав муниципальных образований.
Проектом предлагается ввести новое основание для удаления главы муниципального образования в отставку по решению представительного органа — систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В проекте, в отличие от Федерального закона № 131-ФЗ, не закреплены раздельно перечни вопросов местного значения и полномочия по их решению для различных видов муниципальных образований.
Предложена новая конструкция в виде двух перечней полномочий:
первый — общий для муниципальных образований всех трёх видов перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, который состоит из 27 пунктов. Это полномочия преимущественно местного (локального) характера, не требующие, как правило, привлечения значительных финансовых ресурсов. Например, утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, организация досуга и массового отдыха, мероприятий по работе с детьми и молодежью, обеспечение доступности медицинской помощи, а также новое полномочие — развитие внутридворовых территорий;
во втором перечне содержатся полномочия, которые в целях обеспечения жизнедеятельности населения могут закрепляться за органами местного самоуправления законами субъекта Российской Федерации. К ним отнесены ресурсоёмкие полномочия, которые, как правило, связаны с реализацией на территории муниципального образования государственной политики в определенной сфере. Этот перечень содержит 28 пунктов, устанавливающих полномочия, которые в Федеральном законе № 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения муниципальных, городских округов. Проектом предлагается установить, что если полномочия данной группы не отнесены законом субъекта Федерации к полномочиям органов местного самоуправления, то они являются перераспределенными полномочиями и исполняются органами государственной власти субъекта Федерации.
Указанные положения дают возможность обеспечить дифференцированный подход к организации исполнения перечисленных полномочий с учётом реальных условий конкретных муниципалитетов и объективных особенностей территорий.
Также проектом предлагается в целом сохранить предусмотренный Федеральным законом № 131-ФЗ для муниципальных и городских округов перечень прав органов местного самоуправления на осуществление полномочий, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления (создание условий для развития туризма, музеев, создание муниципальной пожарной охраны и другие).
Законопроек принят еще в первом чтении. Впереди — второе, самое важное чтение, в рамках которого можно внести в текст законопроекта поправки. Поэтому я предлагаю всем заинтересованным лицам, работниками системы местного самоуправления, которые обладают ценным практическим опытом, внимательно ознакомиться с текстом законопроекта и предложить меры по его совершенствованию.