1 ноября 2021. Сбер стал одним из первых российских банков, начавших процесс agile-трансформации, цифровизации и внедрения искусственного интеллекта в свои процессы. Сегодня компания помогает упростить и ускорить не только процесс получение кредитов и ипотек, но и другие сферы жизни. Об искусственном интеллекте в медицине и даже в быту, первом в России DS-хабе и этике искусственного интеллекта — в материале ИА PrimaMedia.
Первый в России DS-хаб
Проект Сбера по развитию функции исследования данных Data Science-хаб был запущен в Дальневосточном федеральном университете. Первый в стране DS-хаб на базе ДВФУ стал эффективным инструментом в реализации совместной образовательной программы "Искусственный интеллект, большие данные" (12+).
Проект решил задачу активного использования практико-ориентированного подхода в подготовке магистров в сфере Data Sсience. У студентов появилась возможность работать в реальных проектах, формировать профессиональные навыки в постоянном контакте с наставниками от бизнеса, наблюдать реальные кейсы по внедрению инновационных подходов в бизнес-процессы с использованием технологий искусственного интеллекта.
Для региона это возможность сформировать новый и перспективный рынок труда в области Data Science: сохранить высокоэффективных молодых специалистов на региональном уровне, снизить отток кадров. Сбербанк через такие проекты с университетом может оказать поддержку экономике Приморского края.
В прошлом году Сбер запустил пилот отбора студентов ДВФУ в DS-хаб. По итогам хакатона DS-батл лучшие участники были приглашены на собеседование, 10 из них трудоустроены на позиции стажеров. Благодаря тому, что хаб находится на территории ДВФУ, ребятам удобно совмещать учебу со стажировкой.
Профессиональная деятельность стажеров DS Хаб связана с проведением исследований и работой над проектами в области искусственного интеллекта и анализа больших данных, моделированием оценки кредитного риска PD, EAD, LGD в сегменте крупного бизнеса, малого предпринимательства и моделей взыскания.
За полгода работы, с октября 2020 года по март 2021 года, стажёры трудились над реальными бизнес-задачами. Каждый из них был прикреплен к своему наставнику — опытному исследователю данных из Сбера.
Так, студенты активно включались в DS-community Блока “Риски”. Они разработали ряд значимых моделей в области розничного портфельного риск-менеджмента, провели исследования для моделирования оптимальной коммуникации розничного процесса сбора проблемной задолженности, корпоративного моделирования и моделирования малого и микро-бизнеса. Даже временная разница между Владивостоком и Москвой, карантины, сложные погодные условия во Владивостоке не помешали выдержать все сроки по разработке моделей.
Пилотный проект DS-хаба был признан успешным. Пяти стажерам из первой волны сделаны предложения продолжить работу в команде Risk modelling&research. Другие участники стажировки тоже получили предложения по трудоустройству в Сбер.
В ходе второго этапа отбор в DS-хаб Владивостока прошли ещё пять стажёров. Всего в конкурсе приняли участие более 110 студентов из ведущих вузов Дальнего Востока: ДВФУ, ТОГУ, ВГУЭС, ДВГУПС.
Сейчас Сбер развивает DS-хабы не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах. Проекты реализуют в Санкт-Петербурге и Новосибирске, открыта образовательная программа в центре "Сириус" в Сочи.
Кредит и ипотека за считанные минуты
В этом году спикеры Сбера Дальнего Востока и Москвы стали участниками семи дискуссий и сессий Восточного цифрового форума Russky MeetUP & Digital Region (12+), среди которых "Цифровая трансформация государственного управления", "Практика применения технологий ИИ и Data Science", "Этика новых технологий", "Лучшие практики подготовки кадров для IT-индустрии". Эксперты рассказали о том, как внедрение искусственного интеллекта в процессы банка упрощает жизнь клиентов, будь то физические или юридические лица.
"Сбер одним из первых начал agile-трансформацию, цифровизацию, внедрение искусственного интеллекта в наши внутренние и внешние процессы. Все это помогает постоянно улучшать наши сервисы для 90 млн наших клиентов. Ещё несколько лет назад, чтобы получить кредит или ипотеку, нужно было потратить немало времени в офисе банка, сегодня с помощью технологий ИИ решение принимается за считанные минуты и доступно в приложении Сбербанк Онлайн (6+). Мы активно вовлечены и в то, чтобы помогать регионам писать их стратегии цифровой трансформации. Клиентам предлагаем цифровые решения для их бизнеса", — выступил начальник управления по работе с государственным сектором Дальневосточного Сбербанка Андрей Шарафутдинов.
В этом году срок одобрения заявки на ипотеку в Сбере уменьшился до двух минут. Ускоренное рассмотрение заявок стало возможным также благодаря цифровизации — обработке документов искусственным интеллектом в режиме реального времени и переходу к оформлению ипотеки в онлайн на сервис "ДомКлик" (6+).
69% всех выдач кредитов Сбера малому бизнесу также осуществляется в режиме онлайн. Причем порядка 11% из них, то есть каждый 10-й — с помощью мобильного приложения.
"Цифровая зрелость — это когда сервисы для клиентов доступны в смартфоне. Если вы дома, сидя на диване, через телефон можете купить билеты, оформить кредит или доставку продуктов, значит, компания всё делает правильно. Нельзя забывать и о внутренней цифровой трансформации. Это сервисы для сотрудников, которые помогают, например, также из дома оформить отпуск, командировку или справку 2НДФЛ. У Сбера есть такие разработки", — поделился директор управления производственной системы Сбербанка и процессов Дальневосточного Сбербанка Артур Михайлюков.
Обнаружение COVID-19 по голосу и дыханию
Сбер внедряет искусственный интеллект не только в свои внутренние процессы, реализуя принципы бесшовности и клиентоориентированности, но и в другие сферы, например, в медицину. Лаборатория Сбера по искусственному интеллекту разработала алгоритм, который в течение нескольких минут может определить степень вероятности заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19. С учётом этих результатов человек может принять решение о необходимости посещения врача и сдачи лабораторных тестов в дальнейшем.
Вероятность наличия вируса определяется на основе результатов короткого опроса по симптоматике и трёх звуковых моделей — голоса, дыхания и кашля. Звуковые файлы превращаются в спектрограмму, показывающую энергию звука на разных частотах и далее анализируются с помощью глубокой нейронной сети. Для её тренировки использовались только открытые данные — это более тысячи образцов звуков дыхания и кашля, собранных с диагностированных пациентов в российских клиниках.
Ожидается дальнейшее улучшение качества модели при увеличении объёма данных, в том числе, собранных с помощью мобильного приложения.
Видеозвонки, игры и дополненная реальность — в одном телевизоре
Сбер внедряет искусственный интеллект в бытовые устройства. Например, SberBox Top — ТВ-медиацентр с умной камерой, который даёт возможность совершать видеозвонки, смотреть фильмы, слушать музыку, играть, управлять умным домом и даже заниматься спортом с отслеживанием корректности выполнения упражнений.
Поскольку, как и во всех умных устройствах от Сбера, в SberBox Top "живут" виртуальные ассистенты Салют, он может стать отличным помощником во многих бытовых вопросах.
SberBox Top может работать не только как обычная медиаприставка, но и как умная колонка в no-screen режиме, то есть, при выключенном телевизоре. Ассистенты Салют ответят на любой вопрос, поддержат разговор, расскажут прогноз погоды и курсы валют, включат музыку, таймер. С их помощью можно управлять умным домом.
Одним из ключевых преимуществ нового девайса является мультимодальность — возможность управлять гаджетом и взаимодействовать с ним разными способами: с помощью пульта, который входит в комплект, голосом и жестами.
Этика искусственного интеллекта
Сбер волнуют не только новые разработки и их внедрение в жизнь, но и о регулировании этих технологий. Начальник центра регулирования искусственного интеллекта Сбербанка Андрей Незнамов рассказал на "Восточном цифровом форуме" об общемировых этических и правовых проблемах, перед которыми стоит современное общество. Искусственный интеллект уже используется во всех сферах жизни, но документов, регулирующих этот процесс, все ещё нет. Он отметил:
"Многие люди считают, что ИИ будет носить экзистенциальный характер и навредит нашему обществу. Чтобы этого не произошло, требуется регулирование: где-то на уровне права, где-то на уровне этики"
Именно поэтому Сбер одним из первых в России утвердил принципы этики искусственного интеллекта: технологии ИИ применяются с соблюдением законодательства, в том числе, требований конфиденциальности, и с уважением к частной жизни человека, а также к коммерческой тайне; при работе с технологиями ИИ обеспечивается безопасность данных; Сбер несёт ответственность за применение систем ИИ в своей деятельности и стремится обеспечивать максимальную прозрачность и предсказуемость процесса.
Тему влияния искусственного интеллекта на различные сферы жизни общества и отдельные отрасли экономики, а также роль новейших технологий в области ESG обсудят на международной онлайн-конференции AI Journey (12+), которая пройдёт с 10 по 12 ноября.
Участников ждут выступления признанных мировых экспертов отрасли, представителей компаний-лидеров по разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта в различные сферы бизнеса и жизни. Зарегистрироваться можно уже сейчас на сайте ai-jorney.ru.
В прошлом году AI Journey стала одним из самых масштабных в мире мероприятием по искусственному интеллекту и анализу данных. В конференции приняло участие около 30 тысяч специалистов более чем из 100 стран. На конференции выступило 225 спикеров, а их доклады в общей сложности посмотрели более 30 млн. раз.