8 сентября 2021. В Магаданской области юные колымчане посещают 55 общеобразовательных школ. Во многих из них существует углубленная подготовка по отдельным предметам и дополнительные образовательные программы, предпрофильное и профильное обучение в старших классах. Кроме того, педагоги оказывают психологическую и социальную помощь семье в воспитании детей, занимаются духовным развитием учеников, расширяют возможности их социализации, создают условия для самообразования.
С этого учебного года проблемам воспитания школьников будут уделять повышенное внимание. С инициативой на законодательном уровне закрепить за школами России воспитательную функцию выступила Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.
Речь не только о социальных проектах, здоровье учеников, но и об индивидуальном подходе. Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. В новом законе воспитание определяется как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения".
Новый закон вступил в силу в сентябре прошлого года. У школ был год — до 1 сентября 2021-го на то, чтобы включить рабочие программы воспитания в свои образовательные программы. Для этого министерство просвещения разработало удобную примерную программу, которая работает по принципу "конструктора". В нее включены социальные школьные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, походы в театры, музеи, а также совместные мероприятия с родителями. Школа может выбрать из "набора" именно то, что нужно ей, а от ненужного — отказаться.
"Здесь необходимо единство школы и семьи, чтобы мы достигли главного результата — чтобы ребенок рос гармонично развивающейся личностью, чтобы он был счастлив", — подчеркнула Анна Кузнецова.
В том, что воспитание — зона ответственности не только семьи, но и школы убежден уполномоченный по правам ребенка Магаданской области Денис Павлик.
"За последние 30 лет мы растеряли воспитательную функцию в образовании. Многие школы восприняли как должное, что воспитывать должна семья, но сегодня мы приходим к пониманию, что предоставлять только "образовательные услуги" недостаточно. Раньше директор и учитель пользовались непререкаемым авторитетом, ученики зачастую приходили за советом именно в школу. Эти школьные традиции — воспитывать в детях доброе, светлое, вечное — необходимо возвращать", — поделился мнением Денис Павлик.
По мнению Анны Кузнецовой, вступивший в силу закон поможет решить еще одну острую проблему — буллинг. Более половины детей в стране сталкивались с травлей, при этом почти 40% из них не рассказывают об этом. Детский омбудсмен уверена, что школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением сдать ЕГЭ на 100 баллов, она должна стать более комфортной, понимающей и человечной.