8 августа. 35 минут на катере, 20 км от Магадана, и вы — на острове. Вдали от цивилизации, шума и будничных забот. Тишина, солнце и море-море-море. Здесь можно побродить по берегу, заняться хайкингом, собрать грибы и ягоды, половить рыбу, "поохотиться" на мидий и ежей, осмотреть разрушенные здания, погреться с чашкой чая у костра, понежиться на теплом пляже, полюбоваться на рассветы и закаты, а самое главное — забыть о гаджетах и насладиться общением и природой, сообщает ИА MagadanMedia.
Сам по себе остров Недоразумения представляет из себя одну большую сопку, у подножия которой располагался рыбзавод и посёлок Рыбачий. 12 августа 54 года назад решением Магаданского облисполкома № 330 зарегистрирован пункт на острове Недоразумения с присвоением ему наименования посёлок Рыбачий.
В конце 60х годов ХХ-го века директором Ольского рыбокомбината было принято решение о строительстве нового рыбозавода на Недоразумения. В то время остров был безлюден, постоянно там никто не жил и будущих строителей рыбзавода встретил пустынный пляж...
Так описывает это время Георгий Иванченко: "…И тут директор принял гениальное, хотя и авантюристическое решение: открыть приемный пункт и перерабатывающую базу на острове Недоразумения. Есть такой в 20 км от Магадана — буквально большая скала площадью 4,5 квадратных километра — с площадкой не более 150х70 метров, пригодной для строительства и бухточкой на 2-3 сейнера. Там не было ничего. Даже кострища. Правда, позднее обнаружили стоянку периода неолита, но мы её не заметили.
Прибыли туда "с вещами". В смысле — стройматериалы, техника, люди. Поставили утепленные палатки для рабочих, сарайчик для дизель-генератора, навесы и клетки для размещения громадных брезентовых рыбозасолочных чанов 3х3х1,2. Естественно, кое-какой пирс, рыбонасосы для приема улова с сейнеров, несколько прожекторов для освещения рабочей площадки в ночное время. Работа шла не по часам, а по таблице приливов-отливов. Словом, к поступлению первой рыбы мы этот остров обжили и приготовились к работе.
Запомнились авралы. Пришла баржа с солью. Все — от директора до последнего сезонника — вышли на разгрузку: надо было управиться за приливно-отливной период, летом это 5-6 часов. А там минимум 100 тонн груза, что составляет 2000 мешков по 50 кг. Это много. Сначала было легко и весело. Все идут медленно, как верблюды в караване, а ты — молодой, сильный — вбросив этот несчастный мешок на плечо быстро, почти бегом, взбегаешь по трапу, кидаешь его в штабель — и дальше тем же темпом. Минут через тридцать-сорок появляется усталость, хочется присесть, прилечь, но такой возможности нет. Через час-полтора я уже света белого не видел от ломоты во всем теле, чувствую — сейчас могу рухнуть с трапа вместе с мешком…"
Вот в таком режиме постоянного аврала был возведён и запущен сам рыбзавод, построены первые временные жилища на месте будущего посёлка Рыбачий. Во что рассказывает о результатах постройки рыбзавода на острове Недоразумения Георгий Иванченко: "Эпопея с временной базой на острове Недоразумения себя оправдала. Расположенная на час хода ближе к району лова и почти на пути следования сейнеров, она очень удачно перехватывала рыбаков, идущих с уловом".
Под новый 1961 год Магаданский государственный рыбопромышленный трест издал приказ о передаче базы Усть-Магаданскому рыбокомбинату. Так уже готовый и действующий рыбзавод был передан из Ольского в Усть-Магаданский рыбокомбинат. В последующем рыбзавод острова Недоразумения был передан в состав Тауйского рыбокомбината.
Завод обеспечивал прием с промысловых судов, обработку, засол и упаковку сельди и красной рыбы, добытой в прибрежных водах Охотского моря. Приемку сельди иваси производили с промысловых судов или плавбазы "Де-Кастри". Готовую продукцию с завода вывозили судами летом или зимой грузовиками.
В начале 70-х годов над небольшими посёлками рыбообработчиков побережья Охотского моря, где градообразующими предприятиями были рыбзаводы, начали сгущаться тучи. Появление и увеличение рефрижераторного флота в Охотском море снизило потребность в существовании береговых рыбцехов, часто не отличавшихся своей эффективностью.
В 1971 году был введено ограничение на промысел сельди в Тауйской губе, а в 1974 году был полностью запрещён её лов в заливе Шелихова. Хочется напомнить, что большую часть продукции рыбзавода составляла именно сельдь… Всё это происходило на фоне циклического снижения численности лососей и общего оскудения рыбных запасов в Охотском море.
Но смертельный удар рыбзаводу нанёс затяжной кризис рыболовства на берегах Охотского моря, который возник при переходе с плановой на рыночную экономику в годы так называемой "перестройки". Рыбзавод (рыбцех) на острове Недоразумения прекратил свою работу в начале 90-х годов ХХ-го века. Учитывая то время, когда это произошло, власти предпочли закрыть рыбзавод на острове Недоразумения. Не было даже сделано попыток перепрофилировать производство на другую продукцию и сохранить завод.
Впрочем, такую же судьбу разделили и рыбзавод на острове Спафарьева, рыбзавод и посёлок Новостройка, рыбзавод и посёлка Сиглан, и многие, многие другие.
Посёлок Рыбычий начинал свой отсчёт с палаток строителей будущего рыбзавода на острове Недоразумения. Потом началось возведение бараков и домов.
Рассказывает Георгий Иванченко: "В целом жили и работали дружно, каких-то дрязг или конфликтов, тем более уголовщины, не было, хотя народ разный, порой со сложными судьбами и дурными привычками. Но жизнь — не мною сказано — сильная вещь, и даже здесь временные сезонные рабочие порой создавали семьи, отгораживали закуток в общем бараке, вечерами после работы и в выходные сооружали собственные хибарки, создавали какой-то уют, видимость семейного быта"
Официально же Рыбачий признан посёлком в 1969 году. Решением Магаданского облисполкома № 330 12 августа 1969 года зарегистрирован вновь возникший населенный пункт на острове Недоразумения с присвоением ему наименования поселок Рыбачий. В административном отношении населенный пункт был подчинен Арманскому поселковому Совету депутатов трудящихся.
На 1973 год постоянное население посёлка Рыбачий доходило до ста человек, включая стариков и детей. Несмотря на свои размеры и такое количество населения, он имел официальный статус посёлка и у жителей его в прописке в графе местом жительства ставился посёлок Рыбачий. Административно посёлок Рыбачий подчинялся посёлку Армань.
Посёлок становился многолюдным во время путины, когда на остров Недоразумения привозили вербованных для работы на рыбзаводе. Как правило, по словам местных жителей, на путину в посёлок прибывало от 100 до 150 женщин, которые занимались рыбообработкой. Ближайшими населёнными пунктами к Рыбачьему были посёлок Армань и столица Магаданской области — город Магадан.
Жилых строений в посёлке было немного. Четыре дома на две семьи (с раздельными выходами), несколько частных домов и два одноэтажных общежития (барака) для сезонных работников завода. Из объектов соцкультбыта в поселке были клуб, с редким показом старых фильмов и баня.
В посёлке была своя пекарня, которая славилась своим хлебом на весь Магадан.
В посёлке на острове Недоразумения был и свой медпункт и фельдшер, который в нём и жил. Был в Рыбачьем и магазин смешанных товаров, в котором продавались продукты и промышленные товары. Если чего-то не было в магазине, то можно было заранее заказать нужную тебе вещь, и её привозили.
Нужно сказать, справедливости ради, что Магаданское снабжение было достаточно разнообразным и щедрым. Были в магазине и одежда, и ковры, дорожки, мебель, холодильники — все то, что на материке было дефицитом. Были и хорошие вина, коньяки, завозили и пиво. В ассортименте много было шоколадных конфет — на развес и в коробках.
Всем снабжением острова, от товаров до оборудования, занимался через Армань, Тауйский рыбокомбинат. Из средств связи в посёлке была только рация.
В навигацию сообщение с внешним миром и снабжение осуществлялось почтовым катером курсирующим между Арманью и островами Недоразумения, Завъялова, Спафарьева. Зимой, когда вставал лед, можно было добраться до Армани на грузовике или до устья реки Окса (около трех километров). В межсезонье остров и посёлок практически оказывались отрезанными от внешнего мира и в экстренных случаях и по необходимости, в посёлок прилетали почтовые или санитарные вертолеты Ми-4.
В посёлке Рыбачьем вертолетной площадки как таковой не было и вертолеты садились на клочок земли на берегу, расчищенный от валунов. Поставку воды для питья и технических нужд в Рыбачьем обеспечивала скважина, также воду всегда можно было набрать с ручьев, стекающих с сопки.
Электроэнергией посёлок обеспечивала своя дизельная электростанция с резервными дизелями, стоявшая на Кривом мысу. Там же были и емкости для хранения ГСМ для дизельной. Теплом посёлок обеспечивала собственная котельная, работавшая на угле. Из транспорта в посёлке был бортовой ГАЗ, перевозящий с пирса соль и рыбу в посольные цеха.
Местные жители выращивали в своих теплицах лучок, укроп, редис. Сажали картофель. Фрукты покупали в Магадане. Всем остальным щедро одаривало море — красная рыба, крабы и так далее.
Вся жизнь посёлка и населения, проживавшего в нем, была завязана на работе рыбообрабатывающего завода. В зимнее время население посёлка Рыбачий занималось обслуживанием и ремонтом на рыбозаводе, заготовкой льда для следующей путины.
В начале 90-х годов ХХ-го века был закрыт рыбцех на острове Недоразумения и участь посёлка Рыбачий была решена. Посёлок был ликвидирован, жители переселены в посёлок Армань и в город Магадан. Посёлок Рыбачий перестал существовать и исчез с карт Магаданской области.
Несколько жителей, не пожелавших расставаться с островом Недоразумения, так и остались жить там.
За историю острова благодарим друга редакции MagadanMedia блогера Василия Образцова.