24 июня 2021. То, как люди болеют коронавирусом, за этот год мы все, наверное, выучили наизусть. Но за время пандемии появились и те, кто больше страдает не от самой болезни, а от ее последствий. Эта статья с легкостью может попасть в рубрику "проверено на себе". Это история-откровение корреспондента ИА ChitaMedia Екатерины Горской о продолжающейся уже четыре месяца постковидной болезни.
Коронавирусом я переболела в легкой форме. Чувствовала себя как во время обычной простуды, за исключением отсутствующих запахов и вкусов, жутких головных болей и отвратительного психологического состояния.
Восстановилась я, как мне казалось тогда, крайне быстро. В новогоднюю ночь, а болела я в середине ноября, мандарины пахли как мандарины, все продукты и любимые салаты имели свой привычный вкус, я слышала запах своих духов, не было одышки от подъема на пятый этаж после праздничного салюта.
Единственное, что волновало на тот момент, — моя голова, как внутри, так и снаружи.
Идеальная до коронавируса память начала подводить настолько, что жизнь без заметок, ежедневника и напоминаний в календаре стала невозможной. Постоянное чувство усталости не покидало даже в выходные дни, проходившие в спокойствии и умиротворении.
К внутренним процессам добавились и внешние, от которых напрочь пропала уверенность в себе и собственной привлекательности. Сейчас меня поймут все девушки. Представьте, вы ухаживаете за волосами, пьете витамины, лишний раз не пользуетесь выпрямителем, а они начинают выпадать и отваливаться. От природы кучерявые волосы больше не хотят превращаться в милые завитки, а прямо в районе челки пучками растут седые волосы. Такое себе удовольствие.
Из Instagram-аккаунта Роспотребнадзора (12+): Выпадение волос при COVID-19 связано с тем, что организм бросает все силы на поддержание жизненно необходимых функций, а ресурсы, необходимые для роста волос, резко ограничиваются. При этом волосяные фолликулы переходят в спящее состояние на продолжительное время, что и провоцирует чрезмерное выпадение волос. Как только организм восстановится, волосяные фолликулы снова войдут в фазу роста, но на это может понадобиться несколько месяцев.
Уж не знаю, в следствие описанного или в добавок ко всему прочему, как платки из рукава циркача, начали вываливаться давно позабытые комплексы.
Запахи и вкусы начали предательски искажаться 30 января, когда традиционная субботняя яичница вдруг стала какой-то странной. "Яйца протухли или приправа не та", — твердо решила я.
Через несколько дней в моей жизни появилось "не прожаренное мясо" с легкими нотками тухлятины, "некачественные огурцы", напоминающие на вкус хризантемы, и вареники с "гнилым луком".
Где-то неделю я пыталась найти ответы в качестве продуктов, пока чувство тошноты не обострилось, а все съеденное не стало отправляться в канализацию. Заходя в магазин за продуктами, я старалась соблюдать простое правило — не дышать. Заходить в кафе и даже просто идти мимо я уже не могла. Пыткой стали и любые соприкосновения с бытовой химией и парфюмерией. Про магазины с косметикой пришлось забыть.
Когда вариант с беременностью был отвергнут, ну а как еще можно объяснить признаки токсикоза у девушки в детородном возрасте, я стала задумываться о том, что мое место в лечебном учреждении.
"Доктор, может, я схожу с ума?" — всерьез сказала я участковому терапевту. "Нет, на сумасшедшую вы не похожи. Это последствия коронавируса. Обычно, они длятся полгода. Потерпите. Я очень хочу вам помочь, но не знаю как".
Во взгляде девушки-врача было столько сострадания и желания помочь. Когда эту фразу я услышала уже от нескольких врачей, решила, что больше в поликлинику ни ногой. Я не виню специалистов. Они столкнулись с тем же, с чем и я, — с неизведанностью.
Только сейчас я узнала, что врачи нас — постковидников — не бросили. Исследования ведутся по всему миру.
— Постковидный синдром изучается в Забайкальском крае. У нас сейчас ведется регистр пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию. Это регистр общероссийский. Такие пациенты наблюдаются в наших стационарах и первичном звене. Изучение происходит вообще по всему миру, — рассказал главный внештатный пульмонолог регионального Минздрава Сергей Лукьянов.
Начался период принятия новой вкусовой реальности. Чтобы понять, что я могу есть я начала экспериментировать.
В первую очередь со мной перестали "дружить" мясо, курица, яйца и молочные изделия плюс все, что из них приготовлено. Все эти продукты что на запах, что на вкус были одинаковы — протухшее сырое мясо. Потом из игры начали выходить овощи и фрукты. Либо они напоминали хризантемы, либо гнилой лук — третьего не дано. Невозможно было есть и все то, что проходило термическую обработку. Эта категория имела запах и вкус плавленого пластика.
Из Instagram-аккаунта Роспотребнадзора: Одно из наиболее часто встречающихся осложнений перенесенной коронавирусной инфекции — нарушение обоняния. По данным разных исследований, она встречается в 80% случаев. Нарушение обоняния связано, предположительно, с поражением вспомогательных клеток, которые окружают чувствительные нейроны, отвечающие за эти восприятия.
Я решила действовать методом проб и ошибок. Покупала продукты, в надежде, что "ну это точно будет вкусно". Помогло и то, что у моей подруги началась та же беда. Мы стали обмениваться результатами экспериментов.
К концу первого месяца постковидной болезни сформировался небольшой список того, что можно было есть и пить без чувства тошноты: сладкий черный чай, соленая и копченая рыба, сливочный сыр, лаваш, помидоры черри, гранат, шоколад, роллы, морковь по-корейски и соус "Цезарь".
Не очень хорошая продуктовая корзина. Особенно для человека, расположенного к набору веса от запаха жаренной картошки. Но кушать хотелось.
Еще через две недели я наконец-то открыла для себя действительно вкусное горячее блюдо — суп на воде с вермишелью и сухой зеленью. Позже вкусовые рецепторы начали адекватно принимать пиццу и некоторые блюда из китайской кухни.
В моем питании наступил День сурка из перечисленных выше продуктов. Потускневшие волосы пришлось обрезать до стрижки "пикси", а потерянную уверенность в себе восстанавливать неконтролируемым шопингом, книгами Курпатова и фильмами о Бриджит Джонс.
Как я уже писала выше, моя подруга столкнулась с тем же. Выяснилось это примерно через недели три. Вы представить себе не можете мою радость. Именно, радость! В мире, где практически все говорили, что я все надумала, что такого не бывает, и, скорей всего, это просто беременность, я теперь не одна!
Из Instagram-аккаунта Роспотребнадзора: Постковидный синдром может развиваться не только у тех, кто перенес коронавирусную инфекцию тяжело, но и у тех, у кого болезнь прошла в легкой форме. При этом признаки синдрома могут различаться. Чаще всего пациенты жалуются на сохранение кашля, одышку, повышенную утомляемость, снижение памяти и концентрации внимания, тахикардию, повышенное давление, нарушение обоняния или искажение вкусов.
Среди моих знакомых стало появляться все больше людей с постковидом. Одна из них Наталья. С коронавирусом мы познакомились в одно время и каждую неделю обсуждали, что происходит с организмом после болезни. Если ко мне вкусы и запахи вернулись очень быстро и только потом "испортились", то Наталья почти пять месяцев либо не чувствовала их вообще, либо они отдаленно напоминали некоторые продукты. В первую неделю мая ситуация изменилась.
— Катя, я поняла, что ты чувствуешь, — именно с этого начался наш привычный телефонный разговор. — Это же ужас какой-то! Я даже готовить нормально не могу: оно все воняет.
С каждым днем моей приятельнице становилось хуже от новой палитры вкусов. Женщина, которая на протяжении нескольких лет постоянно ходит в тренажерный зал, стала сильно худеть: физическая нагрузка большая, а мышцам питаться нечем. Белок получается есть только через силу в маленьких дозах с дикой тошнотой.
Еще одну девушку с той же бедой я встретила в Instagram.
— Заболела в начале октября и с самого начала я, как и многие, потеряла обоняние. Примерно через месяц после выздоровления запахи начали возвращаться, но стали извращенными. Мясо и яйца пахнут тухлым, картошка в любом виде сладкая на вкус. Шоколад, кофе — у всего будто истек срок годности. Это длится до сих пор, и наибольший дискомфорт приносит именно этот симптом, поскольку не могу есть большинство продуктов, — рассказала Виктория.
Искажение запахов и вкусов не единственное, с чем столкнулась девушка.
— Там же через месяц после выздоровления заметила, что начали выпадать волосы. Сначала было терпимо, но сейчас за одну помывку достаточно много остается в раковине. Быстрее устаю, чем раньше. Когда иду куда-то даже в нормальном, не быстром темпе, или поднимаюсь по лестнице — дыхалка сдает, — поделилась ощущениями она.
Прошло полгода, как мне официально объявили, что я выздоровела, — анализ на COVID-19 отрицательный. Я надеялась, что на этом все закончится, но нет. Конечно, я понимаю, что не может с календарным листом уйти все плохое от коронавируса, но человек должен во что-то верить.
— Нет какой-то волшебной таблетки, которую принял, и прошел постковидный синдром. Но есть очень интересные иностранные публикации о том, что вакцинация позволяет решить проблему тех, у кого долго не восстанавливается вкус и обоняние. Это происходит по тому, что у человека в очень низкой концентрации остается коронавирус, который не определяется при помощи ПЦР, другими методами. Вирус в организме живет и поэтому вкус и обоняние не восстанавливаются. Человек ставит вакцину и антитела этот коронавирус убирают. Это тоже один из перспективных методов лечения постковидного синдрома, — заявил главный пульмонолог министерства здравоохранения Забайкальского края Сергей Лукянов.
Из приятного. Мои волосы перестали выпадать и перешли в стадию роста. Они наконец-то вспомнили, что от природы вьются как у барашка. Нормальный вкус и запах появился у большинства продуктов. Единственная боль: пельмени, супы на мясных бульонах и яйца в любом виде. Я стала меньше уставать, а эмоциональное состояние пришло в норму.
Пришло то, чего точно не хотела — лишние кг. Нет, я никогда не была стройной, но комфортный для жизни вес спокойно удерживала на протяжении 10-ти лет.
Помните, из чего состоял мой рацион, когда все продукты "испортились"? Это не то, чем нужно питаться для нормальной работы организма. За четыре месяца постковида я наела 10 кг. Впервые я почувствовала их во время прогулки. Для меня 10 тысяч шагов в день — минимум. Я спокойно могу вечером пройти на своих двоих четыре-пять км без одышки, усталости, боли в ногах и прочих проблем человека с лишним весом. В конце апреля я заметила, что не могу ходить по ровной улице без одышки, начало колоть в боку, а ноги сводило судорогой.
Не хочет приходить в норму и иммунитет. Простудиться для меня теперь — проще простого. Я уже два раза записывалась на вакцинацию от коронавируса. И оба раза за день до прививки появлялась температура, насморк и ломота.
Я не сдаюсь! Думаю, в этом месяце я все же получу прививку от COVID-19. И кто знает, может исследования, о которых говорил Сергей Лукьянов, в моем случае подтвердятся на практике, и я забуду о том, что такое постковидная болезнь.
В материале используется отсыл к книгам Андрея Курпатова из серии "Академия смысла" (16+) и к фильму "Дневник Бриджит Джонс" (16+).