8 июня 2021. Магаданская область впервые заняла 12-е место в очередном "Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ", результаты которого были объявлены в ходе прошедшего форума ПМЭФ 2021 в Санкт-Петербурге.
Об успехах промежуточной работы по разработке Стратегии повышения инвестиционной привлекательности Магаданской области и взаимодействия с предпринимательским сообществом рассказывает Ян Ханов — Управляющий партнер ООО "Паблисити Консультационная Группа" — консультант, участвующий в разработке стратегии.
— В конце прошлой недели были представлены результаты "Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ", на форуме ПМЭФ 2021 в Санкт-Петербурге. Как вы оцениваете эти результаты? Все идет по плану?
— Очевидно, что это очень хороший результат для Магаданской области, которая смогла его значительно улучшить по сравнению с прошлым годом и продвинулась на 36 позиций вперед, переместившись с 48 на 12 место и почти ворвалась в 10ку лидеров. Напомню, что все 85 регионов принимают участие в рейтинге и больше 80% показателей опросные, то есть оценки региону ставят сами предприниматели. Является ли это место закономерным, покажет время, но мы понимаем, что этот год бы особенным и беспрецедентным в части мер поддержки бизнеса, как со стороны федеральных властей, так и региональных. Конечно, внимание губернатора принципиально определяет фокус этой поддержки. Во время презентации результатов Национального рейтинга генеральным директором Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой было отмечено, что регионы демонстрируют тенденцию к улучшению группы показателей КНД (контрольно-надзорной деятельности). Это в буквальном смысле означает снижение давления на бизнес. Как мы помним, в прошлом году правительство приняло решение о моратории на проверки малого и среднего бизнеса, которое также повлияло на результаты рейтинга.
Большинство регионов улучшили свои результаты за счет сокращения времени прохождения различных процедур, а также благодаря выстраиванию прямых каналов взаимодействия бизнеса и руководства субъекта РФ. Эта тенденция четко прослеживается и в работе Магаданской области.
— Недавно в рамках IV Межрегионального форума для предпринимателей "Большие возможности малого бизнеса" были проведены стратегические сессии, объясните смысл проведения подобных мероприятий и их результаты?
— По заказу Корпорации развития Магаданской области при поддержке Минэкономразвития региона и Фонда социального партнерства Магаданской области наша компания ("Паблисити") провела стратегические сессии по вопросам государственного кадастрового учета недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним, технологического присоединения к электросетям, организации оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и работы каналов прямой связи инвесторов с руководством региона. Именно эти показатели оказались в фокусе нашего внимания по результатам анализа, осуществленного в целях разработки Стратегии.
В работе приняли участие предприниматели Магаданской области, руководители региональных деловых объединений, уполномоченный по защите прав предпринимателей Магаданской области, руководители Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, регионального филиала Федеральной кадастровой палаты, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, уже упомянутого Министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, а также представители сетевых организаций — ПАО "Магаданэнерго" и АО "Магаданэлектросеть".
При обсуждении вопросов кадастрового учета участники сессии обратили особое внимание на качество работы кадастровых инженеров. Источником оптимизации процесса технологического присоединения к электросетям, по мнению участников сессии, может стать сокращение количества взаимодействий с сетевыми организации за счет одновременного выполнения процедур. Эффективность оценки регулирующего воздействия и каналов прямой связи может быть существенно повышена за счет создания новых сервисов, позволяющих, в том числе, отслеживать статус рассмотрения обращения и связанные с обращением поручения в адрес органов власти и должностных лиц.
По результатам стратегических сессий подготовлены предложения по улучшению соответствующих процедур, которые планируется представить на рассмотрение Губернатора Магаданской области и по итогам дополнительной проработки предложить для включения в Стратегию повышения инвестиционной привлекательности Магаданской области.
— Какие особенности были выявлены в Магаданской области по сравнению с вашим опытом в ходе работы с другими регионами?
— У нас есть положительный опыт с регионами Дальнего Востока, мы не понаслышке знакомы с многими из них. Так, наша компания с 2016 года является учредителем и оператором ежегодной общественно-деловой премии "Звезда Дальнего Востока". Это региональная премия, которая проходит регулярно в Москве в рамках "Дней Дальнего Востока" при поддержке аппарата полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России и Правительства Москвы.
Цель данной премии — отметить лучших и осветить достижения предпринимателей и жителей Дальнего Востока.
Магаданская область имеет ряд преимуществ перед некоторыми регионами Дальнего Востока, так, например, на территории Магаданской области находится объединенное отделение Росреестра по Магаданскому краю и Чукотскому АО. Это, безусловно, создает определенные неудобства для предпринимателей Чукотки, принимая во внимание необходимость предоставления данных в физическом виде. Будем надеяться цифровизация госуслуг позволит преодолеть географические барьеры, связанные с удаленностью отдельных муниципалитетов, а также особенностями климата.
Мы считаем, что регион набрал довольно неплохой темп и вышел на решения своих проблем, но, по-прежнему ощущается нехватка "сервисной клиентоориентированности" — это подтверждают и наши опросы, которые мы проводили. Примечательно, что мы опрашивали как предпринимателей, так и представителей региональных органов исполнительной власти. Не всегда их оценки в разрезе существующих проблем совпадали, я бы даже сказал, по некоторым вопросам они различались довольно сильно. Одна из наших задач — убрать эти разногласия и выработать те решения, которые удобны и поддерживаются обоими сторонами, но мы все же остаёмся на стороне предпринимателей всегда, иначе бы не было пользы от нашей работы.
Благодаря усилиям губернатора Носова регион регулярно находится в фарватере федеральной повестки. Так, регион выступает одним из лидеров по темпам модернизации и строительства социальной инфраструктуры с помощью механизма "Единой субсидии", а это всегда предмет внимания предпринимателей, поскольку они преимущественно опираются на местные кадры и заинтересованы в их удержании на рабочих местах для повышения производительности. Одним из последних заметных событий стало подписание Носовым Сергеем Константиновичем соглашения о развитии концессионных проектов на территории Магаданской области с группой ВТБ в рамках развития "Дальневосточной концессии".
Среди сложных для Дальнего Востока тем необходимо отметить работу и развитие объектов электросетевого хозяйства. Это один из показателей оцениваемый в рамках Национального рейтинга, который находится в зоне нашего внимания в Магаданской области. Важно, что этом направлении ведется большая работа Министерством по развитию Дальнего Востока, лично министром — Алексеем Чекунковым и полпредом Президента России в ДФО Юрием Трутневым. Напомню, что в конце прошлого года в Магадане было завершено строительство и открыта новая линия электропередач "Усть-Омчуг — Омчак Новая" с распределительным пунктом и подстанцией "Омчак Новая". Новая ЛЭП обеспечит условия не только для энергоснабжения Наталкинского ГОКа, но и проектов на месторождениях Дегдеканское, Игуменовское, Родионовское, Павлик-2 и Тарын-2.
Пока количество подключений по году незначительно, но стабильно растет. Предпосылки для этого роста должен создавать именно регион при участии федеральных властей.
— В чем заключается ваша задача как консультанта по развитию инвестиционного потенциала для регионов, в частности, Магаданской области?
— Мы занимаемся темой инвестклимата довольно давно, лично я стал заниматься этим с момента перехода в Минэкономразвития России, с 2012 года. После возвращения с госслужбы в консалтинг, мне была понятна востребованность темы формирования инвестиционной привлекательности России и мы сосредоточились на продвижении этой темы с рядом стейкхолдеров — это прежде всего РФПИ, "Особые экономические зоны". Но в связи с наложением санкций на Россию эта тема стала не такой востребованной в силу понятных причин. С 2015 года так получилось, что я был один из первых, кто включился в работу по созданию Национального рейтинга с точки зрения построения его коммуникаций как бренда. Среди прочего, непосредственно при нашем участии был разработан логотип рейтинга и осуществлялось его информационное сопровождение. С 2017 года мы стали предлагать услуги руководству субъектов РФ в области улучшения взаимодействия с предпринимателями и развития инвестклимата. Благо появился платформенный продукт — Национальный рейтинг, который стал мерилом достижений регионов в преломлении восприятия предпринимателей условий ведения бизнеса. В этом огромную роль сыграли деловые объединения, Агентство стратегических инициатив и, конечно, Андрей Рэмович Белоусов, под эгидой которого создавался Национальный рейтинг.
Считаю, что сам факт внимания региона к теме инвестклимата и обращение за сторонним взглядом к консультанту свидетельствует о прогрессивном мышлении местных властей, ответственных за развитие региона. Мы не можем подменить органы исполнительной власти, чтобы сократить количество процедур по получению тех или иных услуг, но помогаем увидеть пути на основе лучших практик и предложить системные решения востребованные со стороны предпринимателей.
Мы стараемся найти решения, которые становятся системными для региона. Так, например, для Свердловской области в ходе анализа причин низких оценок предпринимателей по ряду показателей Национального рейтинга и разработки соответствующего инструментария нам стало понятно, что предприниматели замалчивают проблемы, не хотят о них говорить, считая, что это не поможет. Мы откликнулись на этот важный вызов и предложили провести мероприятие, объединяющее предпринимателей и органов исполнительной власти региона, назвав его "Большой открытый диалог". Мы рады, что это мероприятие стало ежегодным. Ключевой особенностью этого делового мероприятия стал формат 5 минутных раундов, в ходе которых предприниматели напрямую обсуждали свои "шкурные" вопросы с представителями органов исполнительной власти. После этого мы отслеживали удовлетворенность участников и получали очень высокие оценки. В этом году мероприятие прошло в формате онлайн и собрало еще большее количество участников. А буквально недавно мы стали победителями в уважаемой профессиональной премии — "Серебряный Меркурий".
Считаем, что эта признанная лучшая практика региона и она может быть использована и в других регионах.
Мы всегда учимся сами и знаем, что значение лучших практик нельзя недооценивать, поэтому мы регулярно смотрим на другие регионы с точки зрения того, что они внедряют и как это работает. Агентство стратегических инициатив запустило портал smarteka.com, который собирает все успешные кейсы, которыми могут воспользоваться его посетители, большинство которых являются представителями регионов. Портал имеет высокую посещаемость и хорошо себя зарекомендовал. Надеемся, что скоро он пополнится лучшими практиками и от Магаданской области.
Национальный рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней по формированию комфортной среды для бизнеса. Включает четыре направления оценки — регуляторная среда, инфраструктура и ресурсы, институты для бизнеса и поддержка малого и среднего предпринимательства. Большая часть показателей рейтинга опросная, то есть рейтинг формируется на основе мнений предпринимателей. Впервые рейтинг был представлен на ПМЭФ в 2014 году. Рейтинг составляется АСИ при участии ведущих деловых объединений страны.