5 марта 2021. Дальневосточная кухня пока еще не стала той "фишкой", которая привлекает туристов в регионы. Но всевозможные гастрономические мастер-классы, фестивали и шоу уже становятся "на поток". Икра, рыба, крабы, ягоды и дикоросы наряду с вулканами и природными достопримечательностями в перспективе могут стать одной из главных составляющих уникального туристического продукта Камчатки. Подробнее о новых направлениях гастротуризма и о трудностях, с которыми он сталкивается в регионах, — в материале ИА KamchatkaMedia.
"О гастрономическом туризме как об отдельном направлении на Дальнем Востоке говорить пока рано. Скорее, это один из сегментов, который присутствует в любом туристическом предложении. У целевой аудитории однозначно есть понимание, что уникальный продукт в регионе есть. Это рыба, икра, крабы. Потенциал в плане развития гастрономического туризма существует, но для того, чтобы понимание наличия здесь яркой гастрономии ушло в массы, необходимо несколько лет. Новые проекты в этой сфере, безусловно, появляются, но пока их количество не достигло той критической массы, чтобы говорить о том, что тема состоялась", — говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Владивосток — лидер гастрономического направления
В настоящий момент лидером гастрономического туризма в регионе по праву можно считать Владивосток. Всевозможные фестивали, рестораны с живыми морепродуктами и блюдами дальневосточной кухни известны не только жителям края, но и туристам за его пределами. Правда, за последний год целевая аудитория, на которую эти продукты были рассчитаны, сильно поменялась. И рестораторам, и туроператорам пришлом быстро встраиваться в новые реалии.
"Еще год назад к нам активно ехали корейцы, и мы знали, что им предложить в плане гастрономии — у нас были разработаны гастроэкскурсии, мы лепили с ними пельмени, жарили блины, показывали, что такое православная кухня. Когда внешний турист сменился на внутреннего, мы столкнулись с тем, что не совсем понимаем, чем его занять в гастрономическом плане, потому что все активности — гастроужины, мастер-классы — были развернуты на иностранную аудиторию", — рассказывает директор Туристско-информационного центра (ТИЦ) Приморского края Ольга Гуревич.
Для того, чтобы проанализировать все возможности гастрономического туризма, ТИЦ Приморского края совместно с экспертами разработал отдельную концепцию, первым шагом которой стала интеграция гастрономических активностей в городские и краевые мероприятия. Так, в начале этого года Фестиваль корюшки прошел в рамках большого краевого праздника "Единая народная рыбалка".
Фестиваль корюшки. Фото: ИА PrimaMedia
Хабаровск сделал "Кухню без границ"
В Хабаровском крае гастрономический туризм начал развиваться еще в 2013 году. Сначала это были специализированные туры по Хабаровску и Хабаровскому краю. Сегодня гастрономический фестиваль "Кухня без границ" известен на всем Дальнем Востоке.
"Гастрономический туризм в дальневосточных регионах — это перспективное направление, которое может стать визитной карточкой, брендом территории. Но пока у нас бизнес, власть и общество не объединились для этого, все идет медленно. Фестиваль "Кухня без границ" я считаю удачной концепцией. Мы проводим гастрономические туры, кулинарные мастер-классы, фестивали еды, этно-обеды, экскурсии к фермерам, посещение пищевых производств и исторические обзорные экскурсии с дегустацией", — рассказывает создатель и руководитель проекта "Кухня без границ" Татьяна Аршинова.
Перспективная Камчатка
У Камчатки в плане развития гастротуризма потенциал особенный. Генеральный директор ООО "Вкус Камчатки" Оксана Шкунова, проработав 20 лет на внутренних туристических маршрутах, решила сделать это направление основным для своей компании. Сегодня она проводит для туристов этно-гастрошоу — трехчасовую программу с экскурсией, совместным приготовлением местных блюд и дегустацией.
"Я угощаю теми блюдами, которыми питаются все камчатцы. На столе у меня присутствуют закуски из местных дикоросов (черемша, папоротник), икра, соленая рыба, настойки на камчатских ягодах. Совместно с нашими гостями мы готовим камчатскую уху и тельное из лосося. В процессе приготовления я рассказываю историю этого блюда, получается такое атмосферное и дружеское мероприятие", — говорит Оксана Шкунова.
Управляющий рестораном "Пастрами" Филипп Пилипенко в ресторанном бизнесе уже 10 лет. По его опыту, использование местных продуктов в ресторации является обязательным условием.
"Люди приезжают на Камчатку в первую очередь для того, чтобы посмотреть уникальную природу. Питание туристов на тропинках, у подножия вулкана, в палаточных лагерях — это одна кухня. Здесь можно приготовить уху, запечь лосося в листьях крапивы, сделать рубленые котлеты. Но когда люди оказываются в городе, то от посещения ресторанов они должны получить гастрономическое удовольствие. Вот такую задачу я перед собой ставлю. Для меня как для ресторатора основополагающее — это дать на маршрутах камчатскую кухню, органику, дикий лосось, а в своих заведениях предложить высокую кухню, в основе которой также лежат камчатские продукты", — говорит ресторатор.
Перспектив для развития гастрономического туризма, по мнению Филиппа Пилипенко, на Камчатке предостаточно. Но в настоящий момент его развитие тормозят две основные проблемы — отсутствие сырья и кадровый голод.
Несмотря на то, что Камчатку принято считать родиной краба, купить здесь легальный краб невозможно. Весь краб — браконьерский. Нет у нас на берегу и большого выбора охлажденной рыбы. И это проблема, которая не решается многие годы. Второй вопрос — это кадры. Уровень подготовки специалистов, выпускающихся из техникума, не очень высок, поэтому рестораторам приходится выращивать шеф-поваров самостоятельно",
— рассказывает ресторатор.
Дальневосточные деликатесы. Фото: ИА PrimaMedia
Генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций PROSTO Мария Качурина отмечает тот факт, что камчатским ресторанам есть еще куда расти в плане сервиса.
"Наша компания занимается в основном обслуживанием корпоративного сегмента. И у этих туристов всегда запрос на сервис и тайминг. У нас на кухне зачастую один шеф и один помощник, и если ты привозишь группу из 15-20 человек, не сделав предварительный заказ, то обед может растянуться на несколько часов. Также корпоративные заказчики удивляются среднему чеку на Камчатке", — рассказывает Мария Качурина.
По словам эксперта, сами рестораторы все свои проблемы знают и понимают. Для их решения они решили объединиться в отраслевую ассоциацию, которая была создана в прошлом году и теперь займется решением самых острых вопросов ресторанной индустрии.
Одним из результатов объединения камчатских рестораторов станет гастрономический фестиваль ПапоротникИКРАб — впервые он пройдет на Камчатке в июне этого года.
Мы хотим сделать мероприятие, которым будет гордиться весь край, и закрепить его в нашем событийном календаре. Даты мы выбрали не случайно — с 21 по 27 июня. Мы привязываемся к легенде цветения папоротника. В это время на Камчатке низкий сезон и этим мероприятием мы хотим привлечь туристов. Все ведущие рестораторы города объединись под этой идеей"
— рассказывает Мария Качурина.
Предзапуском фестиваля станут корпоративные кулинарные поединки среди корпоративного сегмента, которые пройдут уже в марте-апреле. В начале июня в рамках фестиваля пройдет массовый сбор папоротника, а сам фестиваль, запланированный на Халактырском пляже, обещает стать грандиозным городским событием с мастер-классами, дегустациями, концертной программой и уникальным шоу коренных народов.
Сила — в объединении?
Среди тех, кто имеет уже достаточный опыт в организации гастрономических фестивалей, уже давно зреет мысль об объединении всех регионов Дальнего Востока под брендом дальневосточной кухни.
"В каждом регионе есть, безусловно, своя идентичность. Владивосток на общем региональном фоне — это туристический хаб, где кипит ресторанная жизнь и рестораторы стали паровозиком дальневосточной кухни. На Сахалине есть свои особенности — там настоящая японская кухня, традиции русских корейцев, Чеховская история. На Камчатке — огромный потенциал. Если все мы объединимся под единым брендом Дальневосточной кухни в большой гастромаркет, мы будем не конкурировать между собой, а дополнять и продолжать действия друг друга", — считает руководитель проекта развития дальневосточной кухни Pacific Russia Food Татьяна Заречнева.
По мнению эксперта, сформировать поток гастротуристов на Дальний Восток — это перспектива отдаленного будущего. А вот сделать еду одним из мотиваторов поездки в регион, рестораторам вполне под силу уже сегодня.
Тема гастрономического туризма активно обсуждалась на деловом форуме "Дальний Восток-зима открытий", который недавно прошел на Камчатке. В ходе форума были достигнут ряд договоренностей, которые воплотятся в жизнь уже в ближайшее время.