4 марта 2021. В марте 2019-го редакция записала интервью с производителем колбасы из тюленя в Магадане. Новость вызвала большой резонанс, а после история с добычей морзверя поутихла. Прошел ровно год. MagadanMedia решило выяснить у предпринимателя Василия Борисова, как продвигается бизнес, расширился ли ассортимент, какой продукт предпочитают магаданцы и сложно ли заниматься производством на нашей территории.
— Расширился ли ассортимент? Какой продукт предпочитают магаданцы?
— Работаем, сейчас над паштетом из печени. У магаданцев популярностью пользуется питьевой жир. И на вкус неплохо и полезно. Бывает, и под ночь мне звонят, просят продать. Возят с собой к родственникам в отпуск. По-прежнему изготавливаем консервы, мясо сушеное. Производство не закрылось, но его очень сложно иметь в нашем регионе.
Продавать продукцию в ближайшее время начнут магазинчике на колесах "Энергия моря". Этот красный вагончик находится на верхней парковке ТРК "Нагаевский".
— Почему сложно иметь собственное производство в Магадане?
— Очень сложно и долго работать с ветеринарными лабораториями, чтобы получить необходимые документы.
Не все анализы в городе можно сделать, нет специалистов. А если есть специалист, то, скорее всего, он сейчас в отпуске. Это касается всего — оборудования, снабжения, фурнитуры.
Сейчас партия жира готова для капсулирования. Но его будут капсулировать в Артёме. Потом я должен полететь и забрать готовый продукт. Это непросто — отправить туда, обратно привезти.
Паштет сейчас ждет документов на регистрацию. Это долгий процесс. Надо провести анализы, собрать дегустационный совет, получить подтверждения. Мы подали заявку на регистрацию детского капсулированного тюленьего жира — уже скоро будет 2 года, как идет регистрация. Понимаете?
На самом деле парадоксально. Мало рекламы, мало понимания и заинтересованности в этом продукте. Хотя, по опыту своего детства знаю, как полезен рыбий жир. Я и сам предлагал нашему главе рыбной отрасли. Сказал, что хочу провести эксперимент: для любой группы детского сада, как в старые времена, готов предоставить тюлений жир. Как в нашем детстве — по ложке каждый день. Нет — сказали — в учебных заведениях запрещено заниматься экспериментами. Должны быть специальные добровольцы, которые за деньги будут в этом участвовать.
— Приняла ли общественность ваше производство? После объявления о запуске производства колбасы многие блогеры, эко-активисты и зоозащитники высказались негативно.
— У нас даже прокурор Пензы подавал иск о неправомерности убийства краснокнижных животных и рекламы этого всего. Потом отозвал. Да, помню была создана петиция о запрете промысла, ее подписали около 2 тысяч человек. Но там была такая схема: заходишь на сайт, и автоматически считывается голос за запрет промысла. А прокуратура обязана реагировать на жалобы, в том числе и через интернет. Потом проверяли, кто эти люди: из двух тысяч взяли выборочно 12 — всех их физически не существует. Сам сайт зарегистрирован в США.
Зоозащитники немного лукавят. У зверя всегда есть шанс. У курицы, коровы и поросенка никаких шансов нет. Зверь — хищник, а не скот. Его не так просто добыть.
У нас этого зверя огромное количество. Он потребляет рыбы больше, чем рыбаки вылавливают по квотам.
А у зарубежных коллег с этим дела обстоят хуже — глобальное потепление, тают ледники (зверь размножается на льду). Нам в этом плане попроще.
Недавно мы купили аэробот, поэкспериментировали, получилось неплохо. Планируем на нем выезжать на промысел. В конце месяца пойдем уже заявку заполним и поедем работать дальше.
— Архангельские бизнесмены в конце 2019 года предложили возродить промысел гренландского тюленя. Как относитесь к конкурентам?
— Мы общались, пока никак не продвигается у них это дело. Почему? Просто большинство потребителей не представляют, что это такое. Нет культуры потребления, и товар не разрекламированный.