16 октября 2021. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть информацию об очередном обманутом колымчанине. Кибермошенники опустошают счета людей на сотни тысяч рублей. Рост числа финансовых преступлений связан в том числе и с пандемией COVID-19 — людям пришлось активно осваивать бесконтактные покупки товаров и услуг. Граждане, которые не имели такого опыта ранее, попали в наиболее уязвимую категорию и больше подвержены механизмам социальной инженерии.
"В большинстве случаев мошенники звонят людям и представляются сотрудниками банков. Также злоумышленники используют фишинговые рассылки и вредоносное программное обеспечение. Эти данные приведены в "Обзоре отчётности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств" Банка России. Мегарегулятор с этого года будет публиковать его ежеквартально.
В 70% случаев люди сами сообщают преступникам контрольную и секретную информацию. Мошенники используют знакомые и стандартные фразы, играют на чувствах, заставляют нервничать или радоваться, не дают времени подумать. А главное, называют жертву по имени: персональные данные чаще всего покупаются в преступных целях на "чёрном" рынке", — отмечает специалист отделения Магадан Банка России.
Предпраздничная пора — самая "горячая" у мошенников. В погоне сэкономить на подарках люди "покупают" товар по самой низкой цене на непроверенных сайтах.
"В такой суетной период мы совершаем много покупок, в том числе импульсивных, и за собственными расходами уследить сложно. Поэтому, когда звонит сотрудник лжебанка и называет сумму вашей "последней транзакции", можно растеряться, запутаться и попасть в расставленные сети из-за страха потерять деньги", — рассказал специалист отделения Магадан Банка России.
В рубрике #Финграм решили рассмотреть несколько реальных ситуаций, в которых жители нашего региона лишились денег, и дать советы, как защитить себя и свои финансы. Все имена в ситуациях вымышленные, совпадения случайны.
Карточка-ситуация 1: а был ли покупатель?
Житель Магадана Николай выставил в интернете объявление о продаже стиральной машины. Спустя несколько дней мужчине позвонил покупатель, который готов был забрать товар вечером, а оплатить сейчас. Покупатель попросил сообщить номер карты Николая и код, который был нужен для подтверждения операции. Позже со счета Николая были списаны все деньги, а покупатель пропал.
Почему произошла эта ситуация, и как можно было распознать в покупателе мошенника?
Для того, чтобы перевести вам деньги за товар, покупателю достаточно знать только номер вашей банковской карты. А вот чтобы использовать карту в своих целях, мошенникам нужно узнать её номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV (три цифры на оборотной стороне карты), а также различные коды подтверждения из СМС. Поэтому, если человек на том конце провода запрашивает эти данные — стоит насторожиться. Лучше встретиться с потенциальным покупателем и не переводить деньги "вслепую".
И главное: если вы сами сообщили преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк, скорее всего, не получится.
Карточка-ситуация 2: существует ли социальная выплата?
Жительнице колымского поселка Ольге позвонила женщина и представилась специалистом одного из министерств региона. Она рассказала, что начал действовать новый областной закон, который позволяет получить единовременную выплату в 500 тысяч рублей. Она якобы положена колымчанам, которые прожили в регионе больше 30 лет и приобретали дорогостоящие лекарства. Для этого необходимо было оплатить операционные издержки и перевести 20 тысяч рублей на некий резервный счёт министерства. Для оплаты прислали ссылку в СМС. Перейдя на сайт и оплатив необходимый взнос, наша героиня лишилась не только 20 тысяч рублей, а всех денег, которые хранились на счетах. Больше звонившая на связь не выходила.
Что нужно было предпринять Ольге?
Если звонят из банка, другой финансовой организации или госоргана, необходимо уточнить ФИО и должность звонящего, сказать, что перезвоните ему сами. Положить трубку и перезвонить по официальному телефону организации или на горячую линию банка, и попросить соединить именно с этим сотрудником. Нельзя перезванивать на тот номер, с которого поступил звонок. Необходимо набрать номер самостоятельно.
В данном случае можно было зайти на сайт Правительства Магаданской области, в поисковике ввести название министерства, из которого якобы звонили, и перезвонить по указанному номеру телефона. Либо позвонить в Правительство региона по номеру в разделе "Обратная связь".
Если звонок поступил поздно вечером, нужно задуматься, потому что госорганы обычно проводят работу с гражданами в рабочее время.
Аналогично нужно поступать, если это не просто звонок, а живой визит соцработника или специалиста какого-либо ведомства. Помните, как учили в детстве: не открывать дверь незнакомым людям. Перезвоните в организацию, откуда якобы пришел "доброжелатель" и уточните, действительно ли его направляли к вам. Если вы всё же пустили незнакомца — следите за сохранностью своих вещей и документов. Не оставляйте пришедшего одного, не подписывайте слепо все документы, которые вам дают, всегда возьмите паузу, чтобы изучить их в спокойной обстановке, уточнить непонятные формулировки, проконсультироваться с родственниками, а лучше с юристами.
Карточка-ситуация 3: а деньги действительно пытались украсть?
Колымчанке Марине позвонил мужчина и представился специалистом службы безопасности банка. Он уверил девушку, что сейчас ей нужно перечислить все средства с имеющейся банковской карты на электронный кошелек, так как в скором времени её счет будет закрыт, а карту перевыпустят. Это связано с несанкционированным движением средств по счету и делается для безопасности Марины. Следуя указаниям, жительница региона перевела на незнакомый счёт 100 тысяч рублей. После этого сотрудник банка перестал выходить на связь. Когда Марина лично пришла в кредитную организацию, то выяснила, что никаких изменений с её счётом и картой не предполагается, работники банка клиентке не звонили.
О чём нужно помнить в ситуации, когда звонок уж больно правдоподобно выглядит?
Подмена номеров — это один из самых популярных сегодня видов мошенничества. Преступники используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего. При этом на экране телефона может даже отражаться официальный номер банка. ФИО, номер карты и другие данные мошенники могли получить со страниц в соцсетях или интернет-магазинов, если к ним привязана карта.
Даже если ваш собеседник говорит очень убедительно, а слова его кажутся правдоподобными, нужно перестраховаться и позвонить в банк самому. Важно набрать номер вручную, а не перезванивать в ответ. Номер кредитной организации обычно указан на оборотной стороне банковской карты или на официальном сайте.
Ни в коем случае не сообщайте звонящим персональные данные и секретные коды, а также кодовое слово. Специалист банка может его запросить, но только когда вы сами совершили звонок на горячую линию. А вот пин-код или код с обратной стороны карты настоящий специалист банка никогда не спросит.
Если банк выявит подозрительную транзакцию, он приостановит её на срок до двух суток. За это время вы сможете либо подтвердить операцию, либо отменить её. Решение надо принять в течение 48 часов — этого времени достаточно, чтобы хорошо всё обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку операции.
Карточка-ситуация 4: счастливый ли билетик вы вытянули?
Магаданке Елене позвонил неизвестный и сообщил, что она стала счастливой обладательницей 200 тысяч рублей — якобы её номер телефона участвовал в Новогодней лотерее. Однако, для получения выигрыша необходимо оплатить налог. Женщина сразу же решила перечислить почти 20 тысяч рублей на указанный счёт, после чего звонивший перестал выходить на связь.
Почему вдруг сказка не случилась?
В данной ситуации первое, о чем нужно вспомнить — действительно ли вы подавали свои данные для участия в лотереях, розыгрышах, викторинах. Возможно, это могли сделать ваши близкие и друзья.
Если на вопрос выше вы чётко ответили "нет", то вряд ли вы могли где-то что-то выиграть. Если же вы писали свой номер для участия в розыгрыше, то найдите билет или купон, который вам должны были дать. В нем должны быть четко прописаны сроки проведения розыгрыша, формат связи с победителем и, конечно, размеры и количество призов. К тому же, налоги и различные комиссии должны быть уплачены только после получения выигрыша. Все эти нюансы также указываются в правилах проведения акции. В любом случае лучше всегда перезвонить по официальному номеру организатора розыгрыша.
Берегите себя и свои деньги, не принимайте поспешных финансовых решений, звоните и перезванивайте только по официальным номерам, не сообщайте неизвестным людям личную и конфиденциальную информацию.