25 сентября 2020. На Дальнем Востоке работает больше половины всех российских рыбаков. В некоторых регионах округа рыбная отрасль приносит больше налогов и инвестиций, чем добыча полезных ископаемых. Каких мер поддержки не хватает дальневосточным рыбакам и как остановить отток населения с Дальнего Востока, в интервью "Российской газете" рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.Редакция ИА PrimaMedia предлагает вниманию читателя эту публикацию..
— Рыба — наверное, главное, за счет чего живет Дальний Восток?
— Вклад рыбной отрасли в валовый региональный продукт (ВРП) Дальневосточного федерального округа составляет около 15%. Но не везде рыбопромышленники лидируют. В Приморском крае самый большой вклад — у транспортной отрасли, которая занимает 20% ВРП. На втором месте — торговля. На Сахалине основное — добыча нефти и газа. В Хабаровске тоже — добыча полезных ископаемых, а также машиностроение. А вот на Камчатке рыбопромышленники обеспечивают треть ВРП. В бюджет края рыбаки перечислили в 2019 году 11,2 млрд рублей, а горнорудная отрасль — в десять раз меньше. Экономика Курильских островов тоже крепко связана с рыбой.
При этом рыбаки не только ловят рыбу, они заправляются топливом и тем самым обеспечивают работу нефтеперерабатывающим предприятиям. Они обеспечивают работу транспортному флоту, портам, судоремонтным и судостроительным предприятиям, железнодорожникам.
— Дальний Восток остро реагирует на изменения в отрасли. Тот же переход распределения квот на вылов рыбы от исторического принципа к механизму инвестквот: суда еще не построили, а 20% квот уже рыбаков лишили. Какие из изменений наиболее принципиальные?
— Рыболовное законодательство было существенно изменено в 2016-2019 годах. Последствия этих изменений пока в полной мере не проявились. Например, планировали, что введенные в 2016 году инвестквоты на вылов рыбы позволят построить к 2024 году 43 новых рыбопромышленных судна. Но уже очевидно, что к намеченному сроку будет построено не более трети заявленных рыбопромысловых судов.
Это не значит, что не надо было затевать вовсе обновление флота. Это нужно делать. В результате в судостроение пошли заказы: заводы работают, люди получают зарплату. Но не стоило так форсировать события, и самое главное — не стоит повторять этот "строительный аврал", необходимо в спокойном режиме завершить строительство кораблей, опробовать их на промысел, отточить и отшлифовать проекты новых судов, понять допущенные ошибки и способы их устранения. Законодательная спешка оказалась оторвана от технических возможностей судостроения.
Другой пример — недоделанность некоторых важных законодательных норм, их оторванность от реальной хозяйственной практики. Простой пример: в законодательстве существует понятие "улов" — это рыба, изъятая из среды естественного обитания. На построенные береговые фабрики разрешено поставлять улов. Казалось бы, все понятно, но некоторые фабрики находятся на приличном расстоянии от районов промысла, и рыбу надо обезглавливать и выпотрошить, потому что иначе, если ее везти при естественной температуре, она испортится. Но обезглавленная и потрошенная рыба — это уже не улов, а продукция. А продукцию на прибрежный завод доставлять не разрешено.
Сейчас в рыбной отрасли работает 100-120 тысяч человек, из них 60% — на Дальнем Востоке. На путину к ним добавляется еще 30 тысяч вахтовиков.
— За последние пять лет принят ряд мер поддержки Дальнего Востока. Ощутили рыбаки на себе их действие? Например, сколько рыбаков зарегистрировано на территориях опережающего развития (ТОРы)?
— По ТОРам тоже необходимо кое-что "отремонтировать" в законодательстве. Несколько рыбопромышленных предприятий зарегистрировалось в ТОРах и воспользовалось упрощенной системой налогообложения при начислении налогов на фонд оплаты труда. Применили ставку 6%. Но сейчас у них спор с налоговыми органами. ФНС заявляет, что воспользоваться новой упрощенной системой налогообложения можно только для новых, вновь созданных рабочих мест.
— Что в итоге получается?
— Рыболовное предприятие работает 40 лет, инвестирует в развитие, платит людям приличную зарплату. Зарегистрировалось в ТОРе, чтобы воспользоваться льготной системой налогообложения. А теперь ему говорят: "У вас на пяти кораблях работают 500 человек, но вы не можете использовать льготу при начислении им заработной платы. Вот если примете на работу еще сто человек — для них, вновь принятых, можете использовать льготу". Но предприятию не нужны еще сто человек. Нам бы сохранить те рабочие места, которые уже существуют. Ведь утечка населения с Дальнего Востока продолжается. А теперь получается, что льгота при начислении зарплаты фактически будет применима к ничтожному количеству резидентов ТОРов. И в чем тогда смысл этой льготы?
Или другой пример. Предприятие, резидент ТОРа на Камчатке, построило рыбоперерабатывающую фабрику в прошлом году. Вы думаете, оно получило какие-то льготы от энергетиков при подключении к линиям электропередачи? Нет. В этом году предприятие, резидент ТОРа, согласовывало с Росприроднадзором документацию, связанную с утилизацией производственных отходов, но из-за пандемии физически не успели в срок доставить в Москву документы. Что бы вы думали? В Роприроднадзоре их, по сути, заставили проходить процедуру заново.
— Так что поможет остановить отток населения с Дальнего Востока?
— Необходимо кардинально увеличить финансирование здравоохранения и образования. Это главная причина оттока населения. Люди считают, что качественной медицины и образования нет, и принимают решение уезжать. Вот такая брешь в социальной ткани региона возникает из-за недостаточного финансирования этих сфер.
Вторая причина — это энерготарифы, величина которых непосильна для развития экономики: мало какой бизнес способен развиваться при таких тарифах.
Могу ответственно заявить: рыбопромышленники понимают — без нашего активного участия социально-экономическое развитие Дальнего Востока невозможно. Мы согласны с необходимостью изменения налогового законодательства — ставки сбора за водно-биологические ресурсы нужно скорректировать. Мы считаем, что разработанные совместно с минсельхозом поправки в Налоговый кодекс позволят добавить в краевой бюджет Камчатки дополнительно 5 млрд рублей в год, в бюджет Приморского края — более 2,5 млрд рублей.
Я согласен и с предложением губернатора Камчатского края Владимира Солодовым: нужны трехсторонние соглашения между краевой, местной властью и рыбопромышленниками по каждому из прибрежных поселений. Вот, например, на Камчатке 15 таких поселений, в них проживают почти 20 тысяч человек. Это совершенно понятная расчетная задача — "оцифровать" расходы на развитие социальной инфраструктуры таких поселений и зафиксировать долю бюджета (федерального, краевого и местного) и долю рыбопромышленного бизнеса в объеме необходимого ежегодного финансирования. Такие меры в совокупности позволят качественно изменить условия жизни людей на Дальнем Востоке.