Ученые выявили основные ошибки в борьбе с агрессией в детском коллективе. Оказалось, многих ситуаций можно было бы избежать, если бы учитель вовремя вмешался.
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета проанализировали исследования российских и зарубежных коллег и пришли к интересным выводам.
В первую очередь, они указали на ошибки педагогов. Именно реакция учителя влияет на поведение школьников, а впоследствии сказывается на их доверии к взрослым. Преподаватели же часто воспринимают буллинг как типичное поведение в группе. Они не отделяют его от открытого конфликта и думают, что он не причиняет вреда. Учителя не замечают психологическую травлю, социальное исключение, игнорирование. В любом случае, даже если у них и появляется понимание проблемы, то педагоги не знают, как ее решить. Они опираются на собственный опыт, а не на профессиональные знания, объясняют ученые.
Часто ситуация решается одним способом: "разговором по душам" с агрессором и принесением извинений перед жертвой. Однако все забывают про свидетелей травли, они остаются в стороне.
Дети, в свою очередь, не спешат делиться проблемами с учителями. Как утверждают специалисты, ни родители, ни администрации школ веса в этих вопросах не имеют. Травля остается, но переходит в скрытую от посторонних форму.
Между тем именно учителя наиболее эффективно могут решить проблему буллинга. Для этого им необходимо обладать высоким уровнем эмпатии и коммуникативными компетенциями. Это помогает устанавливать доверительные отношения с учениками и положительно влиять на ситуацию, приводит слова экспертов РИА "Новости".
Ученые рассказали, как в одной из школ учитель проводил с учениками беседы о травле. Жертва и агрессор на этих встречах не присутствовали, что позволило создать безопасную атмосферу. После этого класс смог дать отпор агрессору, и унижения прекратились.
Алена Шульц