Нацпроект “Наука” позволит России к 2024 году войти в пятерку самых высокотехнологических стран мира – такое заявление сделал на “правительственном часе” в Госдуме Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков 11 сентября 2019 года, сообщает MagadanMedia.
Тема обсуждения – "О ходе реализации национального проекта "Наука" и о совершенствовании законодательного обеспечения научной и научно— технологической деятельности". Как заявил министр, в новейшей истории наука впервые отнесена к национальным целям. Приоритеты и задачи науки определены Президентом Российской Федерации в стратегии научно-технологического развития России до 2035 года. В ближайшие пять лет на воплощение нацпроекта планируется направить около 636 млрд рублей. Из них почти 405 млрд рублей – средства федерального бюджета.
Благодаря этому должно увеличиться финансирование научных исследований и разработок, для российских и зарубежных ученых работа в России должна стать привлекательнее. Это-то и даст Российской Федерации возможность занять одну из высших мест среди самых высокотехнологических стран мира. Сейчас она, по данным главы ведомства, пока занимает только 10 место в мире по финансированию науки, 11 место по числу публикаций отечественных исследователей в изданиях мирового уровня и 8 место по количеству полученных патентов на изобретения.
“В выступлении главы Минобрнауки России прозвучала информация о том, что при реализации национального проекта "Наука" министерство считает важной и принципиальной задачу по развитию научных школ в российских регионах, — комментирует Оксана Бондарь. — В 2019 году в ведущих научных организациях создано 280 новых лабораторий. Новые лаборатории уже начали работать, в том числе и на Дальнем Востоке. Что касается Магаданской области, то в нашем регионе в общей сложности действуют 11 академических и профильных научных институтов, лабораторий и учреждений. Российский фонд фундаментальных исследований запустил грантовую программу, которая предполагает возможность переезда на три года в другой регион для проведения там исследований.
В регионах к 2024 г. должны быть созданы 16 научно-образовательных центров, работающих по самым современным международным стандартам. К сожалению, наша область не попала в их число. Но у нас находятся федеральные научно— исследовательские институты (например, Северо-Восточный комплексный НИИ, Институт биологических проблем Севера, Магаданский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Магаданский филиал Всероссийского научно— исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии и другие) и важно понимать, как будет развиваться региональная наука, планируется ли поддержка регионов, которые не участвуют в нацпроекте. На свой депутатский запрос в минобрнауки на этот вопрос я получила ответ от министра Котюкова, что планируется участие таких научных организаций в получении грантов.
С целью поддержки талантливых молодых исследователей Российским научным фондом запущены новые конкурсные программы по поддержке проектов по самым актуальным направлениям научно-технологического развития с финансированием от полутора до пяти миллионов рублей на каждый проект. С 2019 года расширен доступ для научных и образовательных организаций к международным базам научных публикаций”.
В ответе Минобрнауки России отмечается также, что поддержка научных организаций включает, например, государственные задания, фонды поддержки научной деятельности, налоговые льготы. Депутат Госдумы Оксана Бондарь направила в научные региональные организации запросы с целью выяснения. насколько могут быть эффективны все эти механизмы господдержки в нашей области. Кроме того, по словам парламентария на “правительственном часе” поднимался вопрос о заработной плате преподавателей вузов. Министру было дано поручение проанализировать эту тему и представить результаты в Госдуму.
В ходе встречи с главой Минобрнауки России были рассмотрены также вопросы, связанные с целевым обучением и трудоустройством выпускников вузов, внедрения цифровых технологий в образовании, ликвидации кадрового дефицита, разработки профессиональных стандартов, состояния материальной базы университетов.