Собачий закон, штрафы за гадание и поддержка многодетных – заседание Думы Колымы
13:03
В ЖКХ предупредили о новом способе обмана собственников квартир
18:50
Губернатор Сергей Носов с рабочим визитом посетил подшефную Ждановку
18:39
Колымчанам напомнили об участии в конкурсе "Дальний Восток – Земля приключений"
18:26
Юных колымчан приглашают к участию во Всероссийской акции "Юный искусствовед"
17:52
Сотрудники МЧС России Колымы присоединились к акции "Красная гвоздика"
17:42
На Колыме стартует ежегодный проект "Экологический субботник "Зелёная Весна"
17:33
В Магадане готовятся к ежегодному Всероссийскому "Дню Эколят"
17:28
В Магаданской области за неделю выявлено более тысячи нарушений ПДД
17:25
В Магадане в результате ДТП на улице Якутской пострадали два человека
17:00
У некоторых россиян в мае вырастут пенсии
17:00
Склад городского резерва Хабаровска проверен в преддверии весеннего половодья
16:55
В Магадане внедрят сервис для сбора связи на межмуниципальных маршрутах
16:48
Сергей Абрамов: День местного самоуправления — праздник для каждого колымчанина
16:16
Юрий Гришан: Наша общая цель — работать для людей и в интересах каждого
16:12
Погода на выходные в Магадане
16:00
Собачий закон, штрафы за гадание и поддержка многодетных – заседание Думы Колымы 13:03
В Магадане прошло заседание депутатской фракции "Единая Россия" 09:56
Магаданская область стала лидером инвестиционного рейтинга Дальнего Востока 18 апреля, 18:22
Складывается позитивная тенденция в прогнозировании параметров бюджета Колымы 18 апреля, 16:31
Экспорт японских грузовиков, легковушек и запчастей в Россию стремительно падает 18 апреля, 10:10
О важных событиях из жизни Колымы за 12 лет покажет проект "ПУТИН. ВРЕМЯ РОССИИ" 17 апреля, 14:14
В программе долгосрочных сбережений приняли участие порядка 280 тысяч человек 17 апреля, 12:29
Геологи переходят на цифру 17 апреля, 10:33
Магаданская областная Дума проведет очередное заседание 19 апреля 16 апреля, 14:45
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 13:15
В Магадане прошло второе заседание Общественной палаты города VII созыва 16 апреля, 12:55
В магаданском магазине "Союз" прекратят продажу табачной продукции 16 апреля, 12:50
Депутаты Магаданской области рассмотрели 8 вопросов 16 апреля, 10:04
В Магадане состоялось заседание профильного комитета по социальной политике 15 апреля, 17:28
Что делать с бездомными собаками, вновь обсудили в Магадане 15 апреля, 16:00

Колымская Атлантида: И все-таки он первый — Юрий Розенфельд

Совместный проект историка Ивана Паникарова и MagadanMedia
Золото Розенфельда MagadanMedia
Золото Розенфельда
Фото: MagadanMedia

MagadanMedia совместно с историком Иваном Паникаровым запустило проект #КолымскаяАтлантида. Публицист, создатель музея памяти жертв репрессий "Память Колымы" ведет просветительную работу в регионе, издает книжную серую "Архивы памяти" и почти 40 лет занимается поиском бывших узников Колымы и историей треста "Дальстрой". Ивану Паникарову есть, что рассказать не только землякам, но всем жителям нашей планеты.

И ВСЁ-ТАКИ ОН ПЕРВЫЙ

Не умаляя заслуг в поисках золота легендарного старателя-одиночки Бориски и его товарищей (о них будет сказано в других подобных материалах), справедливости ради, хочу назвать истинного первооткрывателя колымского "желтого дьявола" — имя ему ЮРИЙ ЯНОВИЧ РОЗЕНФЕЛЬД (Нордштерн Георгий Иванович). Он эстонец, родился 10 июля 1874 г. в хуторе Вак Везенбергского уезда Эстляндской губернии (Эстония). Окончил 4-классное уездное училище, а затем, как писал "занимался самообразованием" и в 18 лет начал работать самостоятельно конторщиком в комиссионной конторе в фирме Блюменфельда в Петербурге…

Юрий Розенфельд

Юрий Розенфельд. Фото: Из архива Александра Козлова

В 1908 г. Ю.Я. Розенфельд по заданию владивостокского купца И.Е. Шустова отправился на Охотское побережье, в Олу. Добирался он сюда из Сретенска на собаках, через Якутск и Охотск, и действительно занимался отыскиванием наиболее доступных путей для провозки грузов. В конце того же 1908 г. он уже был в Среднеколымске. Отсюда по реке Зеледеихе рассчитывал выйти на Омолон и далее в Олу и на Гижигинскую губу.

Неутомимый советский исследователь И.Ф. Молодых в своей работе "Пути связи и снабжение Колымско-Индигирского края", вышедшей в 1931 г., отмечал: "Как это ясно из выяснившегося в настоящее время истинного положения на карте рек системы Колымы, по реке Зеледеихе можно выйти только на Коркодон, куда действительно и вышел Розенфельд... Проплыв реку Коркодон, он поднялся по Колыме до Балыгычана, откуда на лошадях выехал в Олу. И только зимой 1909 года выехал из Олы в Гижигу, куда и достиг с опозданием на один год...". Это был его первый маршрут, но в последующем он обследовал их ещё около десятка.

Будучи от природы человеком очень любознательным и ещё молодым (в 1909 г. ему было 35 лет), Ю.Я. Розенфельд заинтересовался полезными ископаемыми неизведанного края. И с первых дней пребывания на Колыме задумался о её золотоносности.

"Даже ему — человеку, незнакомому с геологией, — отмечал позднее геолог Б.И. Вронский, — бросались в глаза многообразие пород и сопутствующая им минерализация в виде кварцевых жил, колчеданов и охр. Почему же здесь не быть золоту? Розенфельд был уверен, что в недрах этой огромной территории таятся неисчерпаемые богатства...".

Действительно, уже в первый год своего пребывания на Колыме он сделал чрезвычайно важное открытие, которое сыграло особую роль в его судьбе.

Проплывая из Сеймчана в Среднеколымск, Розенфельд заметил в береговом обрыве реки Джегдян две крупные кварцевые жилы, которые резко выделялись своим мелочно-белым цветом на фоне черных глинистых сланцев. Назвал он их условно "Гореловскими жилами". Однако опробовать не смог из-за отсутствия необходимых инструментов и времени…

* * *

Осенью 1914 года, будучи в Ямске, Ю.Я. Розенфельд сделал попытку своими силами организовать разведочные работы на уже дважды виденных им "Гореловских жилах".

"После долгих поисков, — писал геолог Б.И. Вронский, — ему с большим трудом удалось раздобыть две большие ступы для дробления рудных проб, и он поспешил отправиться в путь, чтобы начать изыскания. Однако недостаток средств заставил его бросить в среднем течении реки Буюнды добытое с трудом оборудование".

В 1916 г. Розенфельд выехал во Владивосток, где составил свою знаменитую записку "Поиски и эксплуатация горных богатств Охотско-Колымского края" с целью широкой разведки золотых запасов. Она гласит, что "золото с удовлетворительным промышленным содержанием пока не найдено, но все данные говорят о том, что в недрах этой системы схоронено весьма внушительное количество этого драгоценного металла". Подобное утверждение Юрия Яновича было довольно смелым, но, учитывая рассказанное им, не самоуверенным и не фантастичным. По сути, это была предсказанная реальность, которая для несведущих представлялась невероятной.

В последующие годы Розенфельд на основании собранных данных и образцов предлагал отечественным и иностранным капиталистам организовать геологические исследования с целью научных разведок и последующей эксплуатацией залежей. На основании утверждений и документальных данных Розенфельда в 1917 году Временным правительством были отпущены 40 тысяч рублей для организации экспедиции в Охотско-Колымский край, но в связи с Октябрьской революцией выезд её не состоялся…

Однако Ю.Я. Розенфельд всё же старался воплотить в жизнь свою идею – организовать экспедицию. Обращался в годы гражданской войны к представителям правительства Дальневосточной республики (ДВР). Затем, стремясь привлечь для своих разработок иностранный капитал, выезжал за границу — в 1920 году в Китай, в 1922 году в Германию, в это же время вёл переговоры с представителями Англии. Но куда бы он ни обращался за помощью, везде натыкался на отказ. То, во что верили такие безграмотные старатели, как Бориска, не зажигало энтузиазмом вполне компетентных, но боявшихся риска дельцов. Достаточно намыкавшись и не дождавшись помощи, Ю.Я. Розенфельд в 1924 году уехал в Забайкалье, где до 1926 г. работал на Шундуинских золотых рудниках и приисках. Затем в течение пяти лет разведывал месторождения вольфрама, сурьмы, бериллия в пределах Восточного Забайкалья. С ноября 1931 г. занимался разведкой золота в приграничных с Монголией районах Бурят-Монгольской АССР…

* * *

В начале 1930-х гг. молодая Советская республика всерьёз занялась развитием своей экономики, привлечением природных ресурсов. Запиской Розенфельда "Поиски и эксплуатация горных богатств Охотско-Колымского края" заинтересовались геологи. Вскоре предсказанная реальность Юрия Яновича стала действительностью. Его мечта воплотилась в 1928 г. в результатах первой Колымской геологоразведочной экспедиции Ю.А. Билибина. В конечном итоге это привело к созданию треста "Дальстрой". Здесь-то вновь вспомнили о Ю.Я. Розенфельде.

В 1933 году руководство Дальстроя устанавливает местонахождение Розенфельда и предлагает ему приехать на Колыму и показать, где находятся "Гореловские жилы". В ноябре этого года он на пароходе "Ангарстрой" прибыл в бухту "Нагаева". А летом 1934 года геологопоисковой партией, руководимой геологом Г.А. Шабариным, была организована экспедиция с участием самого Розенфельда. К сожалению, "Гореловские жилы" не обнаружили. Пришлось заявить руководству Дальстроя, что, либо "Гореловские жилы" изменились до неузнаваемости, либо он не сумел их отыскать. В конце концов он высказал фантастическое предположение, что за истекшие двадцать лет район претерпел крупные геологические изменения, в результате которых исчезла целая речная система. Это заявление вызвало подозрение в мистификации и злостной утайке данных о месторождении. Получается, что он обманул государственное учреждение трест "Дальстрой", нанеся материальный ущерб, связанный с организацией экспедиции по отысканию "Гореловских жил", в сумме 86 677 руб. 30 коп.

А между тем, работавший в то время на Колыме, упоминавшийся выше геолог Б.И. Вронский, объясняет исчезновение жил: "…ничего необычного в этом нет. Кварцевые жилы, залегающие в сланцах, обычно очень невыдержанны и быстро меняют свой облик на небольших расстояниях на поверхности и в глубину"…

* * *

22 ноября 1934 года Ю.Я. Розенфельд был арестован. В обвинительном заключении, составленном 25 декабря 1934 г., говорится следующее: "Настоящее дело возникло на основании поступления в отдел НКВД данных о том, что Розенфельд, будучи доверенным крупного капиталиста Шустова, исследовал Охотско-Колымский край в период 1908 –1916 гг., причём обнаружил богатые залежи золота на речке Дегдекан в районе р. Колымы, обусловив это место под названием "Гореловские жилы".

Следствием было установлено: "Являясь доверенным лицом крупного капиталиста Шустова, Розенфельд в период с 1908 г. по 1916 г. производил исследования экономических богатств Колымского края и подъездных путей от побережья в глубь тайги. Золотоносные "Гореловские жилы" им впервые были обнаружены в 1908 году при продвижении по реке Колыме в г. Средне-Колымск. В 1914 году он же, пригласив старателей Канова Михаила, Шафигуллина Бари и Гайфуллина Сафия, выехал к месту расположения "Гореловских жил" для исследования их, произведя соответствующие замеры, и взял образцы пород…

Кроме того, были обнаружены богатые жилы по одной из речек между Сеймчаном и Балыгычаном, названные им в своей рукописи речкой Гореловкой…"

24 января 1935 г. Ю.Я. Розенфельд был осужден по ст. 169, ч. 2 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы (злоупотребление доверием или обман в целях получения имущества или права на имущество, или иных личных выгод (мошенничество) — имевшее своим последствием причинение убытка государственному или общественному учреждению. УК РСФСР редакции 1926 г.)

Срок заключения он начал отбывать в Магадане. Незадолго до его осуждения, 30 марта 1934 года, был создан Охотско-Колымский (ныне Магаданский областной) краеведческий музей. Его первый заведующий Ц.М. Крон был бывшим заключенным, а два научных сотрудника — П.И. Дороватовский и В.А. Злотин — заключенными.

Музей

Музей. Фото: Из архива Александра Козлова

Так как они сравнительно недавно находились на Колыме, а Ю.Я. Розенфельд исходил и объездил её в нулевые — десятые годы, то его решили назначить исполняющим обязанности заведующего музеем. Приказ о вступлении Юрия Яновича в эту должность был издан 8 июля 1935 года. Спустя два дня ему поручили "работу по определению и систематизации геологических коллекций".

Что думал по этому поводу сам Ю. Я. Розенфельд, хотя в случае отказа его могли отослать на лесоповал или строительство Колымской трассы? В областном краеведческом музее хранится подлинный документ из фондов Государственного архива Магаданской области. Это рапорт Ю.Я. Розенфельда, написанный 13 июля 1935 года на имя заведующей Охотско-Колымского бюро краеведения Л.Я. Наровчатовой. "Музей краеведения, — писал Юрий Янович, — должен отражать все достижения социалистического освоения Охотско-Колымского края. Заведующий музеем, помимо специальной научной подготовки, должен обладать ещё серьёзным практическим опытом, должен иметь солидный авторитет. Ни научной подготовки, ни практического опыта для музейной работы я абсолютно не имею. Работая долгие годы в отдаленных таёжных изысканиях, от современной литературы безнадёжно отстал. При осуждении по статье 1692 о каком-либо авторитете и речи быть не может. Ко всему мне 61 год, и здоровье весьма неудовлетворительное. По изложенным причинам я недостоин и практически не смогу выполнять функции заведующего музеем. Ходатайствую о бесплатном освобождении меня от этой должности, о предоставлении возможности работать в качестве второстепенного сотрудника по краеведению".

8 сентября 1935 г. просьба Ю.Я. Розенфельда была удовлетворена. Его освободили от заведывания Охотско-Колымским краеведческим музеем "как несоответствующего своему назначению". Отправленный на трассу, Юрий Янович работал на разных должностях в приисковых районах. Там он отбыл срок своего заключения, и после этого вновь оказался на музейной работе…

5 февраля 1939 года решением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР приговор отделения Дальневосточного краевого суда в отношении Ю.Я. Розенфельда был отменён.

В сохранившемся приказе по Юго-Западному горнопромышленному управлению (пос. Среднекан) от 14 апреля 1939 года говорилось о назначении Ю.Я. Розенфельда "старшим коллектором по организации геологического музея ЮЗГПУ". Так как это было более близким к тому, чем Юрий Янович занимался половину своей жизни, то теперь он не отказался. Немного позднее его перевели на такую же должность в Южное горнопромышленное управление (пос. Оротукан).

На новом месте Ю.Я. Розенфельд проработал не так уж много времени. В большинстве трассовских посёлков и лагерей Колымы благодаря информации, передававшейся заключёнными, знали кто он такой, какое отношение имел к открытию золотых месторождений и поискам пресловутых "Гореловских жил". Одни верили Юрию Яновичу, сочувствовали его судьбе. Но находились и такие уголовные элементы, которые всерьёз думали, что Ю.Я. Розенфельд имеет отношение к укрывательству каких-то золотых запасов, что-то приберег для себя на "черный" день. В конечном итоге это привело к трагедии. 14 апреля 1940 г. Юрий Янович был найден мертвым на 403-м км Колымской трассы (район пос. Оротукан).

"При осмотре установлено, — говорится в сохранившемся документе, — труп лежал в водопроточной трубе справа, в согнутом положении, руки связаны назад (коричневым шарфом), брюки и обувь сняты, на голове лежал камень весом около 12–15 кг., на шее узлом стянут шарф и вторым оборотом шарфа нижняя челюсть плотно подтянута к груди. По голове нанесен удар твёрдым предметом, где имеется синее пятно. Справа от трупа на расстоянии 11,5 метров шапка-ушанка… На левой стороне трупа лежал мундштук… В кармане пиджака обнаружены… все документы на имя гр. Розенфельда Юрия Яновича, он же Нордштерн Георгий Иванович…"

Так погиб 66-летний Ю.Я. Розенфельд – "крестный отец" первого колымского золота...

Материал по рукописным записям А.Г. Козлова подготовил И.А. Паникаров.

1564574400