В погоне за наживой: неадекватные таксисты ставят под угрозу жизнь пассажиров

Почему за рулем оказываются пьяные и агрессивные водители, и как с этим бороться в Магадане
Тематическая иллюстрация. Фото: pixabay.com

Опьяненный наркотиками водитель иномарки, ставший виновником ДТП на Кольцевой, подрабатывал таксистом. Это выяснилось в процессе разговора корреспондента MagadanMedia с сотрудником одной из диспетчерских служб Магадана. Редакция решила освежить тему пассажирских перевозок и выяснить, как обезопасить себя от поездки с неадекватным таксистом, в какой автомобиль лучше не садиться, и почему в мобильных сервисах заказа такси до сих пор попадаются "лишенники", дебоширы и наркоманы.

В магаданских группах в социальных сетях периодически обсуждают услуги такси в городе. Отзывы о работе по большей части негативные. Главной претензией остается грубость водителей, сомнения в адекватности и трезвости таксистов, а также упреки сыпятся в адрес состояния автомобилей и завышенных цен на перевозки, особенно в периоды циклонов или праздничные/предпраздничные дни.

Фото: https://www.facebook.com/vesma.today/posts/1249821508482603

О жалобах населения известно властям. В Миндоре региона не первый год обсуждается вопрос выполнения законных требований диспетчерскими службами и водителями. Последние должны в обязательном порядке иметь лицензию. Помимо разрешения на перевозки, в салоне должен быть прайс, а автомобиль – соответствовать техническим требованиям, а значит быть безопасным. Безусловно, и сам таксист не должен представлять угрозы для здоровья и жизни пассажиров и других участников движения. Кроме того, в автомобилях должны быть созданы необходимые условия для перевозки инвалидов. Плюс ко всему, периодически возникают предложения довести внешний вид транспорта до единого стандарта (выкрасить машины в один цвет). Все это не раз обсуждалось на совещаниях и заседаниях в министерстве, областной Думе, правительстве. Водителей такси без лицензии не единожды привлекали к ответственности сотрудники ДПС. Вопросы возникали и у налоговой.

Фото: https://www.facebook.com/vesma.today/posts/1249821508482603

Но, пока чиновники решают, как сделать поездки в такси по-настоящему безопасными и комфортными, на рынке пассажирских перевозок появляются новые игроки, которые оказываются вне правового поля. В частности, речь идет о мобильных сервисах, которые изначально задумывались как приложение для поиска попутчиков.

В Магадане самым популярным из них выступает inDriver. Мобильное приложение было создано в Якутске. Идея создать сервис возникла в период обильных снегопадов и сильного мороза. Предприимчивые бомбилы в то время решили заработать по-максимуму, и в разы подняли цены на перевозки, поставив жителей в безвыходное положение. Студенты из Якутска в социальных сетях создали группу взаимопомощи, для того, чтобы обычные автомобилисты могли бесплатно взять попутчика или за символическую цену. Затем идею развили и разработали мобильное приложение для поиска попутчиков inDriver. Однако, добрая инициатива трансформировалась в площадку для заработка тех же бомбил с уже известным "задиранием" цен, но плюс ко всему, с абсолютно не контролируемой, с точки зрения законодательства, деятельностью.

Как сообщил наш собеседник из диспетчерской службы такси, который пожелал не раскрывать свое имя (помня минувшие события, когда пострадал целый автопарк одной из фирм) претензии в адрес водителей inDriver есть и со стороны коллег из классических такси.

В то время, как к одним перевозчикам предъявляются различные требования, другие при помощи мобильных сервисов обходят закон.

"Мы готовы платить налоги, соответствовать требованиям закона о такси. Но раз уж есть требования, их должны выполнять все. Но нет должного контроля со стороны государства, появляются все новые способы найти лазейку.

Фото: https://www.facebook.com/groups/181924648528016/permalink/1452118294841972/?comment_tracking={"tn":"O"}

Когда вызываешь водителя через приложение, по сути, заключаешь разовую сделку. Ее никто не контролирует, и никто не знает, что будет происходить во время поездки.

Через такие приложения работает много водителей, лишенных прав. Я знаю о случаях, когда автомобилисты загружают информацию с чужого водительского удостоверения и получают право пользоваться сервисом. Забанили – меняет симку и регистрируется снова. Покупаются аккаунты, тоже есть такие случаи. Один наработал в приложении "пять звезд" и продал свой профиль другому водителю.

Это все есть, и это никак не проконтролировать", – говорит собеседник. –" Есть, конечно, те, кто по вечерам выезжает на хорошей машине немного подзаработать на бензин. Но таких очень мало. Это стало площадкой для бомбил. Даже если смотреть по динамике цен, раньше в приложении так не задирали стоимость поездки. Сейчас в наглую ставят 200, 300 рублей, торгуются. То есть, возвращается ситуация, из-за которой, собственно InDriver и появился".

Сами водители такси, по словам собеседника, уходят от диспетчерских служб к сторонним площадкам. Логика простая – зачем работать там, где постоянно что-то требуют (лицензию, техосмотр, путевой лист и прочее), если можно зарабатывать бесконтрольно?

Руководитель проекта "Служба аварийных комиссаров" при Торгово-промышленной палате региона Виктор Кренев отмечает, что частыми участниками ДТП становятся именно таксисты.

"Недавний случай: водитель выезжает со двора, при этом в телефоне принимает заявки, торгуется, не замечает автомобиль на дороге – авария. Через неделю происходит то же самое: едет задним ходом, бьет еще одну машину.

На вопрос, как так вышло снова, говорит, что нужно успевать деньги зарабатывать, поэтому спешит. Ну, это разве работа?

Они хватают все подряд заявки, постоянно спешат на адрес. Это опасность", – отмечает Виктор.

Пока в Магадане, к счастью, не так часто случаются громкие дела с участием таксистов. Но, соседние регионы давно убедились в непредсказуемости и опасности бесконтрольных перевозок. Кроме ДТП с участием нелегальных перевозчиков, о которых регулярно упоминают СМИ, случаются громкие скандалы. Недавний случай с журналисткой из Якутска – как яркий пример. Водитель попытался увезти девушку в неизвестном направлении против ее воли.

"Я занервничала, потребовала остановить машину. А в ответ снова молчание и стремительное движение автомобиля в сторону Покровского тракта. Тут уж я не выдержала, попросила Софью звонить в полицию. И как только я начала объяснять диспетчеру ситуацию, водитель свернул в нужную нам сторону", – цитирует слова участницы событий .

Еще один случай, и тоже с журналисткой, попал в заголовки также после неадекватного поведения водителя. Девушке пришлось на ходу выпрыгнуть из машины и обратиться в полицию.

Череда событий вынудила прокуратуру Якутска обратиться в суд с иском о запрете деятельности InDriver.

"Когда нет контроля, начинается анархия", – добавляет наш собеседник из диспетчерской службы. – "По одному только приложению на линию выходит около 200 водителей в день. Если примерно посчитать, то каждый в среднем делает тысячи по 4 в день. То есть, по минимуму около 800 тысяч рублей ежедневно проходит через программу. Сервис имеет с этого 7-8%, вот и весь интерес. Можно представить сколько налогов утекает из региона ежедневно при такой системе".

Ситуацию с налогами и надзорной деятельностью в сфере пассажирских перевозок прокомментировал редакции руководитель управления дорожного хозяйства и транспорта министерства Сергей Ерохин:

"В течение года мы проводим еженедельные рейды совместно с налоговой и ГИБДД. Регулярно выявляем нарушителей среди тех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров, в том числе, среди водителей, работающих через мобильные приложения.

Проверки проводятся методом контрольной закупки: заказывается такси (через диспетчера или через приложение), в конечной точке маршрута, после передачи денег, составляется протокол в случае выявления нарушений. Либо это незаконная предпринимательская деятельность, либо – нарушение правил пассажирских перевозок. Большая часть водителей работает без разрешения.

Мы намерены предложить агрегаторам навести порядок в своей деятельности – привлекать к перевозкам только тех водителей, у которых есть разрешение. В ЦРС сервисы на это идут, мы надеемся, что и в Магадане удастся навести порядок.

Методы воздействия на нарушителей есть, однако, закон необходимо дорабатывать на федеральном уровне, чтобы предотвращать такие ситуации, когда человек занимается перевозками без соответствующей лицензии. Ряд резонансных ДТП тому подтверждение. В случае аварии, кто будет нести ответственность за здоровье и жизнь пассажиров, если человек официально не осуществляет деятельность? Никто не задумывается, пока не попадет в такую ситуацию", – заключил Сергей Ерохин.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia