Широков: Нужны корректировочные меры в реализации основных направлений развития ДВ

Сенатор стал одним из спикеров на совещании под председательством полпреда Президента РФ

Представитель Магаданской области в Совете Федерации принял участие в первом заседании депутатско-сенаторской группы по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики. На совещании обсудили поддержку предпринимательского сообщества и улучшение инвестиционного климата, а также развитие социальной сферы арктических и дальневосточных субъектов, сообщает MagadanMedia.

Сенатор стал одним из спикеров на совещании под председательством полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева. Представитель Магаданской области в Совете Федерации Анатолий Широков принял участие в первом заседании депутатско-сенаторской группы по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики, которое провел заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. На совещании обсудили поддержку предпринимательского сообщества и улучшение инвестиционного климата, а также развитие социальной сферы арктических и дальневосточных субъектов.

В своем докладе Анатолий Широков, который возглавляет Совет по Дальнему Востоку и Байкальскому региону при Совете Федерации, отметил наличие заметных противоречий в развитии макрорегиона.

"С одной стороны, невозможно не видеть, что в течение последних лет этот макрорегион, в соответствии с поручениями Президента России, получил серьезные дополнительные стимулы для своего развития. Здесь созданы и действуют новые инструменты развития — правовые режимы территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, электронные визы, "дальневосточный гектар" и так далее. Это дало свой экономический эффект. Растут инвестиции (и активно растут инвестиции зарубежные) в макрорегион, растет количество туристов, более 67 тысяч россиян получили свой гектар на Дальнем Востоке, на средства единой субсидии создаются объекты социальной инфраструктуры...

С другой стороны, заселенность макрорегиона уменьшается, отток населения продолжается. А это ключевой показатель эффективности проводимой здесь политики. Кто-то из мудрых сказал, что прогресс — это не время, это направление. Поэтому вполне возможно предположить, что сегодня необходимы корректировочные меры в реализации основных направлений развития ДВ".

Как считает сенатор, одно из противоречий касается малого и среднего предпринимательства. На Дальнем Востоке и в Арктике предприятия МСП обязаны компенсировать своим работникам и членам их семей проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. В этом смысле частный предприниматель выполняет государственные обязанности. По мнению Анатолия Широкова, странным является то, что при провозглашенном законодательством равенстве участников рынка, предприниматель с Чукотки обязан делать то, что не обязан делать предприниматель из Липецка. А наравне со сложными логистическими схемами, сравнительно с ЦРС высокой себестоимостью продукции, повышенными ставками зарплаты работников и т.д., эта обязанность существенно подрывает конкурентоспособность дальневосточного МСП.

"При этом, если государство предписывает авиакомпаниям выполнять "невыгодные" рейсы на Дальний Восток, вмешиваясь в их коммерческую деятельность, то государство же и субсидирует эти полеты. А в случае с МСП, дополнительные расходы предпринимателей, продиктованные государством, остаются делом самих предпринимателей. Не в первый раз звучит этот вопрос. По моим сведениям, в поручениях Президента правительству РФ по итогам Госсовета еще 7 апреля 2015 года содержался пункт о внесении изменений в законодательство, направленных на уменьшение сумм выплат этих компенсаций за счет средств работодателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Однако, к сожалению, необходимые решения не приняты".

Другой парадокс в развитии ДВ Анатолий Широков назвал "противоречием доступности", которое касается такого негативного фактора жизни в макрорегионе, как транспортная оторванность от ЦРС. С одной стороны, здесь реализуется программа субсидирования авиаперелетов, границы действия которой в 2019 году были расширены. С другой стороны, субсидированные билеты заканчиваются спустя 3 дня после начала продаж и не покрывают реальных потребностей. Например, в Магаданской области в январе эти билеты сумели приобрести только 11 % тех, кто имеет на это право.

"Аэрофлот, ставший сегодня фактически монополистом на московском направлении, входит в перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2017 года № 1346). При этом попытки решить с Аэрофлотом вопросы пассажирских перевозок в летний период, когда они наиболее востребованы, часто не просто сложно — невозможно! Ответ руководства компании, с 51 процентом акций государства, всегда прост: "Затраты велики. Миноритарии против". В результате сегодня есть сложности с обеспечением перевозок у четырех субъектов ДВ, у которых авиация — единственный способ перевозки пассажиров на материк. Трудно в такой ситуации рассчитывать на "дальневосточный патриотизм", — отметил парламентарий. "Надеюсь, что мы вместе до конца разберемся со способами формирования и распределения субсидий на авиаперелеты, а также с вопросом организации авиаперевозок".

Еще одно противоречие, по словам Анатолия Широкова, связано со стоимостью жизни на ДВ и доходами населения. Известно, то стоимость жизни в ДФО выше, чем в ЦРС. Традиционно это объективное обстоятельство, связанное с отдаленностью, увеличением стоимости доставляемых продуктов и большей себестоимостью производимых на месте и так далее, компенсировалась увеличенным размером заработной платы. Но сегодня, рассказал сенатор, при фактически опережающем росте издержек стоимости жизни на ДВ наблюдается заметное отставание в темпах прироста доходов людей, включающих районный коэффициенты и надбавки. Это обстоятельство также активно выталкивает дальневосточников в западном направлении, убежден парламентарий.

"В Совете по Дальнему Востоку и Байкальскому региону мы подвергли эту проблему пристальному рассмотрению. Соответствующее законодательство безнадежно устарело. Но к этой проблеме, особенно в свете введения в действие Стратегии пространственного развития, необходимо вернуться. Нужен актуальный перечень северных и приравненных к ним территорий. И, соответственно, четкий классификатор "северных" льгот и преференций. В настоящее время мы налаживаем взаимодействие с Минэкономразвития по совместной работе над этими проблемами".

Как полагает Анатолий Широков, есть противоречия и в нововведениях, которые в последнее время внедрены на Дальнем Востоке. Именно здесь впервые в России стал реализовываться такой механизм как Территория опережающего развития. На сегодня их 18, запланированы еще два в Байкальском регионе.

В целом ТОРы демонстрируют привлечение инвестиций, сообщил сенатор. Но их создание и развитие пока не до конца служит решению важнейшей дальневосточной проблемы – созданию комфортных условий для жизни населения и закреплению, таким образом, населения в регионе. Строго говоря, не только в подпрограмме развития ТОР, но и в самой госпрограмме развития Дальнего Востока комплексное развитие территорий как критерий эффективности деятельности просматривается крайне слабо.

"Как отметил на Совете по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона аудитор счетной палаты Юрий Витальевич Росляк, "фактически, вначале принимается решение о создании территории, а потом решается комплекс задач по планированию, организации, дальнейшего развития этой территории. Обоснование расходов и применения мер госрегулирования при создании ТОР, по нашей оценке, носят пока формальный характер". Вот пример: в ТОР "Большой камень" в Приморье лишь 42 % работников – местные жители. В то же время, предварительное включение в проект этой ТОР образовательного кластера для переподготовки местного населения под нужды формирующегося производства могло бы существенно увеличить этот процент. А значит, укрепить территорию".

По мнению Анатолия Широкова, доработки требует и программа "дальневосточного гектара", которая во многом стала интересной для дальневосточников. Среди тех, кто вступил в эту программу, подавляющее большинство именно жители дальневосточных регионов. Между тем, сегодня становится все более очевидно, что развитие программы ДВ-гектара замедлилось. Вполне логичным ее развитием стало бы дальнейшее углубление, например, увеличить площадь выделяемого участка, о чем говорят практически все дальневосточные регионы. Это могло бы способствовать увеличению товарного выхода с этих участков.

"В целом же, и пример ТОР, и пример ДВ-гектара позволяет вновь вернуться к мысли, что нужна корректировка основных узловых направлений дальневосточной политики. Мы, сенаторы, представляем конкретные территории и прекрасно понимаем, что фокусировка нашей деятельности только на парламентском контроле недостаточно продуктивна. И мы хотели бы более активного участия в этой большой работе. Важно, что налажен продуктивный контакт с Минвостокразвития России. Мы попросили о возможности периодических встреч. В сегодняшнем ли формате, в формате ли компактной неформальной рабочей группы. Но эти встречи нужны, чтобы в непосредственном общении что называется "сверять часы", проводить обсуждение направлений совместной работы" — прокомментировал Анатолий Широков итоги совещания.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia