Выступая в минувшую среду, 3 апреля, на “правительственном часе” в Госдуме на тему реализации национальных проектов в социальной сфере, заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова отметила, что с 1 января т. г. Федеральным законом "Об образовании" введён новый порядок целевого обучения, сообщает MagadanMedia.
Если раньше квоты целевого приема для вузов устанавливались учредителями, то с 2019-2020 учебного года квоты на обучение за счет федерального бюджета будут определяться Правительством РФ, на обучение за счет регионального и местного бюджетов — соответственно регионами и муниципальными образованиями. При этом должна учитываться потребность экономики региона и отраслевых особенностей трудовой деятельности и обеспечения трудовыми кадрами. В федеральных вузах квота будет устанавливаться на основании заявок регионов. По конкретным специальностям и направлениям подготовки Правительством РФ будет указан перечень регионов, на территориях которых может быть трудоустроен соответствующий выпускник.
Как сообщила на пленарном заседании Госдумы Татьяна Голикова, уже утверждён перечень направлений подготовки, на основании которого субъекты РФ в ближайшее время должны установить квоты для региональных вузов. Впервые установлена обязанность субъекта или работодателя, направивших гражданина на целевое обучение, трудоустроить его после окончания вуза. Обучающийся по договору о целевом обучении выпускник обязан отработать в организации не менее трех лет. При нарушении этих условий будут применены штрафные санкции.
"Принятым 21 марта 2019 г. Правительством РФ постановлением № 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076" предусматривается, что заказчиком целевого обучения может стать федеральный государственный орган, например, прокуратура, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, например, правительство региона, орган местного самоуправления, например, мэрия, а также организация или индивидуальный предприниматель, — комментирует депутат Госдумы от Магаданской области Оксана Бондарь. — Стороны (заказчик и студент) заключают договор, который строго регламентирует их права и обязанности.
Студент-целевик, чье обучение оплачивает будущий работодатель, должен "отработать" свой диплом. Срок "отработки" определяется в договоре и должен составлять не менее трех лет. Место работы выпускника определяет заказчик целевого обучения. Работодатель, в свою очередь, обязан предоставить рабочее место выпускнику не позднее той даты, которая указана в договоре целевого обучения (ранее в законе эти временные границы не были обозначены).
За нарушение договоренностей — штрафы. Если выпускник передумал работать в той организации, с какой заключил договор, – он должен возместить заказчику-работодателю расходы на свое обучение, — конкретизирует парламентарий. — Если же работодатель не может взять выпускника на работу, он должен выплатить тому компенсацию в размере трехкратной среднемесячной зарплаты на территории региона, где предполагалось трудоустройство. Распоряжением Правительства РФ утверждён перечень специальностей, направлений подготовки, по которым будет проводится прием на целевое обучение по образовательным программам вузов в пределах установленной квоты. В том числе необходимых для нашего региона”.
Договор о целевом обучении по новым правилам могут заключить не только абитуриенты, поясняет Оксана Бондарь, но и студенты — со следующего учебного года.
Правительство РФ определило срок приёма профильными федеральными государственными органами (министерства, службы и др.) от правительств регионов информации о потребности в подготовке специалистов по направлениям, которую необходимо учесть при установлении квоты приема на целевое обучение в 2019-2020 году, — 5 апреля т. г.
“Министерство образования Магаданской области заканчивает сбор заявок от организаций территории о потребности в подготовке необходимых им специалистов. По сведениям на 04. 04. 2019 г., заявка поступила только от ПАО "Магаданэнерго". Хотя существует большое количество вакансий в сфере культуры (библиотекари, библиографы, экскурсоводы, артисты театров, режиссеры, хореографы), физической культуры и спорта (36 вакансий тренеров и инструкторов), дошкольного (167 вакансий педагогических работников) и общего (63 вакансии педагогических работников) образования. Судя по всему, большинство работодателей нашего региона не планируют в 2019 году использовать механизм целевого обучения”, — приходит к выводу депутат Госдумы.
Ранее Оксана Бондарь обращалась в Правительство Российской Федерации с предложением решить проблему дефицита квалифицированных кадров путём закрепления в Дальневосточном федеральном округе выпускников вузов, обучавшихся в других регионах по востребованным на Дальнем Востоке профессиям. А именно, предоставить выпускникам с дальневосточной пропиской право, вернувшись в ДФО, участвовать в региональных программах повышения мобильности трудовых ресурсов с предоставлением соответствующей финансовой поддержки. Эта мера поспособствовала бы и снижению оттока населения из Дальневосточного федерального округа, убеждена парламентарий.
“Однако Минтруд России предложил решить данную проблему в рамках целевого обучения. Как видим, работодателей Колымы это нововведение, призванное повысить мотивированность абитуриентов при выборе будущего места работы, усилить свою ответственность за отбор будущих молодых специалистов, снизить дефицит квалифицированных кадров в регионе, пока не очень заинтересовало. Возможно, из-за того, что прошло немного времени. На 2020-2021 учебный год заявки будут приниматься до 1 июня 2020 г. Считаю, необходимо развернуть более активную информационную кампанию в этой сфере", — делает заключение заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь.