Факторинг может существенно повысить эффективность компании - Роман Носов, ВТБ Факторинг

Когда применяется и в чем суть разновидности финансирования в интервью на ИА MagadanMedia
Роман Носов. Фото: Пресс-служба группы ВТБ в ДФО

О факторинге как способе получения финансирования и нейтрализации рисков неплатежей ИА MagadanMedia рассказал руководитель представительства ВТБ Факторинг на Дальнем Востоке Роман Носов.

— Факторинг – это одна из разновидностей финансирования. В чем суть этого инструмента?

— Факторинг применяется при расчетах по договорам, в которых предусмотрена отсрочка платежа. Не каждая компания может предоставлять покупателям постоплату, и это часто приводит к потере определенной категории клиентов. Использование факторинга помогает решить эту проблему. Поставщик отгружает товар покупателю на условиях постоплаты, факторинговая компания финансирует поставщика на сумму этой задолженности и принимает долг на себя. У покупателя, таким образом, появляется обязательство оплатить поставленную продукцию уже не поставщику, а факторинговой компании. А покупатель получает отсрочку платежа. Как правило период отсрочки составляет от 30 до 90 дней. Но в ряде случаев мы предоставляем отсрочку от полугода и выше. При этом поставщик привлекает дополнительных покупателей за счет возможности работать на условиях отсрочки платежа, получает денежные средства от факторинговой компании в момент отгрузки и избегает кассовых разрывов. Поэтому факторинг – это еще и эффективный инструмент стимулирования продаж.

— Если с помощью факторинга можно стимулировать продажи, означает ли это что факторинг в первую очередь выгоден поставщикам?

— Не совсем так. В зависимости от потребности и цели финансирования инициатором факторинговой сделки может выступать как поставщик, так и покупатель. Поставщикам нужен факторинг для беззалогового пополнения оборотных средств и снижения риска несвоевременной оплаты со стороны покупателя.

Покупатели, как правило, используют факторинг для удлинения отсрочки платежа, высвобождения оборотного капитала и финансирования закупок.

На протяжении долгого времени основным инструментом финансирования для многих компаний оставался банковский кредит – простой и понятный продукт. На ваш взгляд, почему в последнее время все больше финансовых руководителей интересуются факторингом?

Банковский кредит по-прежнему остается основным инструментом внешнего финансирования компании. И у нас нет цели полностью заместить его факторингом. Мы хотим, чтобы клиенты расширили свой финансовый инструментарий и использовали существующие возможности с максимальной пользой. Сочетание факторинга и кредитов может существенно повысить эффективность компании. Ведь факторинг — это хороший способ без залога и увеличения кредитной нагрузки пополнить оборотные средства, избавиться от дебиторской задолженности и улучшить платежную дисциплину контрагентов.

Предприятия каких отраслей пользуются факторингом? Существует ли региональная специфика?

— География клиентов хабаровского представительства ВТБ Факторинг очень широка. Мы работаем с компаниями от Якутии до Камчатки. И региональная специфика, безусловно, есть. Если, к примеру, в западной части страны факторинг пользуется спросом в основном у ритейлеров, то в Хабаровске и на Дальнем Востоке существенную долю бизнеса занимает энергетическая и нефтегазовая отрасли. Также наше представительство финансирует предприятия угледобывающей промышленности, речного и морского грузового транспорта, оптовой торговли и т.д. В целом в отраслевом плане бизнес компании гораздо шире: ВТБ Факторинг финансирует и оказание услуг, и проекты в сфере энергосервиса, и даже производство мультфильмов и телесериалов.

— Как оцениваете результаты и динамику бизнеса ВТБ Факторинг в регионе?

— ВТБ Факторинг занимает лидирующие позиции на Дальнем Востоке с долей рынка порядка 75%. В первом полугодии текущего года мы профинансировали более 1000 поставок на сумму около 4 млрд рублей. А с июля прошлого года наш портфель в регионе вырос на 57%. Несмотря на характерную для нашего региона резкую сезонность деловой активности, нам удается сохранять стабильно высокие объемы финансирования даже в сравнительно низкий период.

— Какие факторинговые продукты наиболее востребованы у клиентов? Какие виды наиболее перспективны?

— Наши клиенты – это крупные, системообразующие предприятия региона, имеющие свою уникальную специфику и потребности. Поэтому мы всегда индивидуально подходим к разработке продукта и стараемся максимально эффективно встроить факторинг в их финансовую модель.

Если говорить о базовых решениях, то самым востребованным продуктом является безрегрессный факторинг. При его использовании поставщики полностью снимают с себя риск неоплаты со стороны покупателя – он переходит на факторинговую компанию. Безрегрессный факторинг занимает больше половины нашего регионального портфеля.

Что касается перспектив, то в ближайшем будущем мы видим большой потенциал для развития программ ранней оплаты поставщикам. Они позволяют компаниям-покупателям финансировать закупки в упрощённом режиме и удлинить отсрочку платежа поставщикам в среднем до 180 дней.

— За счет чего планируете расти в этом году?

— На текущий год у нашей компании амбициозные планы: мы планируем увеличить портфель в регионе — как за счет привлечения новых клиентов, так и благодаря развитию сотрудничества с действующими партнерами, в том числе при взаимодействии с банком ВТБ. Среди значимых крупных проектов – расширение работы с крупным поставщиками энергоресурсов по финансированию "северного завоза". Участие в этом проекте имеет социально важное значение, поскольку "северный завоз" направлен на обеспечение территорий Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia