С наболевшей проблемой ремонта и строительства колымских дорог федерального, регионального и муниципального значения к своему депутату в Госдуме Оксане Бондарь постоянно обращаются жители Магаданской области, ассоциация автотранспортников и главы городских округов. Планы по благоустройству и строительству колымских дорог повисли в воздухе, так как федеральным бюджетом не предусмотрены денежные средства на развитие дорожной деятельности в текущем году. В ответ на депутатский запрос Оксаны Бондарь по оказанию содействия в выделении Магаданской области в 2018 году необходимых средств из федерального бюджета Минтранс России проинформировал, что предусмотрены лишь межбюджетные трансферты на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства в 52,8 млн рублей, что составляет менее 1,4% от потребности региона, сообщает ИА MagadanMedia.
Столь пристальное внимание к состоянию автодорог территории парламентарий считает закономерным. Ведь только протяженность пересекающей область жизненно важной для всего Крайнего Севера федеральной трассы "Колыма" (Якутск — Магадан) более 2 тысяч км. Из них всего 200 км (10%) покрыты асфальтом и бетоном (I-III технической категории), а 1 тысяча км 821 метров — щебенка или грунтовка (IV-V категории). С наступлением весны каждый путник, оказавшийся на колымской трассе, проходит испытание тряской на гребёнке, летом движению мешает густая пылевая завеса, создающая аварийные ситуации. Освещение остаётся пока отдалённой мечтой. Состояние главной межрегиональной артерии крайне медленно меняется в лучшую сторону. Причина — в недофинансировании. По данным Росавтодора, финансирование из федерального бюджета в 2016 году составило 1 млрд 683 млн 650,6 тысяч рублей, в 2017 году – 1 млрд 951 млн 150 тысяч рублей, что позволило региону достигнуть запланированный целевой показатель по приросту протяженности автомобильных дорог, введенных после строительства и реконструкции — 31 тысяча 159 км дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
После многократных обращений руководства Колымы и депутата Госдумы Оксаны Бондарь за счет экономии средств федерального бюджета по итогам проведения конкурсов Росавтодор изыскал возможность и выделил региону дополнительно в прошлом году 70 млн рублей на обеспыливание более 200 км дорог, в том числе наиболее опасных участков (перевалы, опасные повороты, населенные пункты и так далее), что составило около 30% от общей протяженности дороги с так называемым переходным типом покрытия. По расчётам регионального минтранса, в 2018 году Магаданской области необходимо ввести 28,7 км автомобильных дорог, потребность из федерального бюджета на данные цели составляет 3 млрд 840,2 млн рублей. Запланировано завершение реконструкции участка 632 – 662 км и мостов на 1 тысяче 595 км через ручей Раздельный и 1 тысяче 803 км через реку Левая Хета, начата реконструкция мостов на 1 тысяче 494 км через ручей Ценный и 1 тысяче 497 км через ручей Последний. В планах также начало реконструкции федеральной трассы от 1 тысячи 821 км до поселка Атка (1 тысяча 831 км). На 2019 год намечена реконструкция на участке Ягоднинского городского округа (1 тысяча 510 – 1 тысяча 536 км).
Все эти планы повисли в воздухе, так как федеральным бюджетом не предусмотрены денежные средства на развитие дорожной деятельности в текущем году. В ответ на депутатский запрос Оксаны Бондарь по оказанию содействия в выделении Магаданской области в 2018 году необходимых средств из федерального бюджета Минтранс России проинформировал, что предусмотрены лишь межбюджетные трансферты на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства в 52,8 млн рублей, что составляет менее 1,4% от потребности региона. В 2019 году на софинансирование мероприятий по реконструкции участков автодорога "Палатка – Кулу – Нексикан" запланировано 2 млрд 833,6 млн рублей, в 2020
году – 2 млрд 753,6 млн рублей. При этом Федеральное дорожное агентство сообщает депутату Госдумы от Колымы, что придерживается комплексного подхода к реконструкции и строительству федеральной трассы Р-504 "Колыма" "Якутск – Магадан", включая обеспыливание дороги, устройство искусственного электроосвещения её участков и перевод участков трассы в более высокую категорию с дальнейшим асфальтированием.
“Что касается электроосвещения, то я уже год веду с Росавтодором переписку на эту проблемную тему, — комментирует Оксана Бондарь. — Обращалась и напрямую к руководителю дорожного агентства страны на встрече в Госдуме по поводу освещения Колымской трассы на участках, проходящих через Палатку, Снежный и Дукчу. Сейчас совместно с региональным правительством добиваемся включения устройства электроосвещения участков трассы на 1940 – 1945 км (Палатка), 2003-2004 км (поселок Дукча), 2016 – 2018 км и 2019 – 2021 км (перед Магаданом) в
федеральную адресную инвестиционную программу на 2018-2020 годы. В ходе подготовки проектно-сметной документации по устройству искусственного электроосвещения упомянутых участков Росавтодором в прошлом году была выявлена потребность дополнительного проведения госэкспертизы, однако ответственный разработчик документации оставил соответствующее обращение балансодержателя — Упрдор "Колыма" — без рассмотрения. Далее Упрдор "Колыма" был упразднен, и трасса "Колыма" передана в ведение Упрдора "Вилюй" в Якутск. Процесс остановился. Чтобы
придать ему ускорение мне пришлось вновь направить соответствующие депутатские запросы в Росавтодор", — информирует Оксана Бондарь о своих действиях.
По мнению Оксаны Бондарь, часть федеральной трассы, проходящей потерритории Магадана (50 км до аэропорта Сокол и далее до границы с Хасынским городским округом), можно было бы отремонтировать в рамках федеральной программы “Безопасные дороги”. Но условия участия в госпрограмме дают шанс только городам с населением не менее 500 тысяч человек. С предложением изменить условия губернатор Колымы и депутат Госдумы неоднократно обращались в Министерство транспорта РФ. С аналогичным ходатайством по инициативе Оксаны Бондарь в Минтранс выходил также Комитет Госдумы по Северам. Кроме того, парламентарий поднимала вопрос о качестве колымских дорог и проблеме недофинансирования на встрече депутатов-единороссов с главой Федерального дорожного агентства Романом Старовойтом. Руководитель ведомства, ранее дважды проехавший по трассе через Колыму и Якутию, отнёсся с пониманием к поставленным проблемным вопросам. Однако достичь существенных для региона сдвигов пока не удалось.
"Президент РФ в своём недавнем Послании Федеральному Собранию заявил, что в предстоящие шесть лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России. 2018 год с выделением Магаданской области одного процента от необходимой суммы по сути выпадает из решения поставленной главой государства стратегической задачи, — считает депутат Госдумы Оксана Бондарь. — С учетом огромного недофинансирования будем вместе с правительством и заксобранием региона добиваться необходимого выделения федеральных бюджетных средств на развитие дорожной деятельности, включение Колымы в новый национальный проект (программу) “Безопасные и качественные автомобильные дороги”, который согласно Указу Президента от 08 мая 2018 года должен быть разработан (скорректирован) правительством страны до 1 октября текущего года".