Тот самый книжный магазин, где можно достать любое издание появился в Instagram около года назад. Автор идеи – студентка факультета журналистики – может достать практически любой редкий или раритетный томик и передать прямо в руки книгоману, правда заработать на "домашнем" бизнесе удается совсем немного. С чего начать, чтобы не прогореть, где найти поставщиков и что делать, если не умеешь писать бизнес-план, рассказала ИА MagadanMedia Анастасия Арсенова.
Я всегда любила читать и думала, что бы такое сделать, чтобы заниматься любимым делом и при этом приносить пользу людям. Когда я поступила в университет, то параллельно работала в книжном магазине. Там я поняла, что в Магадане достать нужное издание – очень сложно, а если и возможно, то дорого. Мне хотелось открыть свой магазин, в котором будет то, чего так не достает жителям нашего города. Но потом решила, что мне для такого бизнеса не достает опыта.
— Все осталось на стадии идеи или вы пытались, но что-то помешало?
— Я пыталась. Сначала я искала информацию о том, что нужно для открытия магазина. Гуглила в интернете, искала примеры бизнес-моделей, обращалась к знакомым, консультировалась с юристами. В общем, хотела стать предпринимателем, но абсолютно не понимала, с чего нужно начать.
Мне посоветовали пойти в Министерство молодежной политики, чтобы узнать про гранты и помощь молодым предпринимателям.
Там специалист посоветовал составить бизнес-план и начать искать инвесторов.
— Самостоятельно?
— Да. Мне сказали, что моя идея хорошая, но никакой конкретной поддержки не оказали. Я попыталась сама составить бизнес-план, но делалось это на основе информации из интернета. Живой поддержки или примера рядом не было.
Когда мой бизнес-план был готов, я понесла его в Министерство. В принципе, для новичка он был неплох. Но этого было мало: оказалось, что требуется еще огромное количество документов. Я подумала, что к бизнесу, по крайней мере в таком масштабе, я еще не готова.
— Вы пробовали искать инвесторов?
— Нет. Я даже понятия не имела, где их можно найти, и как заинтересовать своим бизнесом. Это все очень сложно, когда ни разу с эти мне сталкивался.
Я решила начать с малого – создать интернет-площадку.
Сразу подумала про Instagram – им пользуются большинство молодых людей. Это как раз моя целевая аудитория. Почему бы и нет? Можно заниматься любимым делом и заодно развивать людей. Так появился "Тот самый книжный".
— Вы говорите больше о развитии, чем о заработке. Чего именно не хватает в Магадане?
— В Магадане с книгами дела обстоят плохо. Во-первых, это ассортимент – да, у нас есть классика, есть какие-то отраслевые издания (охота, рыбалка, краеведение), но очень мало тех книг, которые сейчас пользуются спросом у молодежи.— Это современная проза, это книги по психологии, по саморазвитию. Они сейчас популярны. За время работы в книжном посетители чаще всего жаловались на скудный выбор и цены. Наценка составляет 100%-150%.
— А как же библиотеки? Там можно взять книги бесплатно.
— Далеко не все пользуются библиотеками. Некоторым просто лень туда пойти.
— Проще заплатить, чем потратить время и взять бесплатно?
— Это так. Я сама в этом убедилась. Многим проще никуда не выходить, а заплатить, чтобы книгу принесли на дом. Да и книжных фонд библиотек тоже не всегда позволяет найти нужное издание, особенно, если речь идет о новинках.
— Неужели на книги сейчас такой спрос?
Иногда мне говорят: "люди перестали читать книги". А я считаю по-другому, потому что люди, которые меня окружают, мыслят совершенно иначе.
Да. Люди все еще читают книги.
– Почему не скачать электронную?
— Сейчас популярность электронных книг снижается, людям нужны печатные тома. Я сужу не только по своему книжному, но и по другим магазинам. И я сама не раз хотела почитать определенную литературу, но не находила ее в нашем городе. А заказывать было дорого – доставка с популярных сайтов порой обходится в два раза дороже, чем сама книга. Это ненормально.
– И вы нашли сайт с дешевой доставкой?
— Да, теперь у меня есть свои поставщики, свои люди в разных городах, которые мне помогают. Я работаю и с интернет-магазинами, и с издательствами.
— Где вы их нашли, кто все эти люди?
— Когда я решила запустить свою страничку, то начала активно действовать. В ход снова пошел интернет, а также знакомства. Мои друзья разбросаны по разным городам. Когда поступает заказ, я пишу им и прошу найти нужный том.
— То есть, просите друзей пройтись по книжным в своем городе и купить книгу. Так?
— Да, так все и происходит. Был случай, когда у меня заказали серию из четырех книг. И она продавалась только в Санкт-Петербурге. В магазине, в котором я их нашла, доставка в Магадан стоила около 800 рублей, а посылка шла бы около 2 месяцев.
Тогда я позвонила своей подруге из Питера. Она сходила, забрала книги и отправила мне их по почте. Доставка вышла в три раза дешевле, а посылка пришла в два раза быстрее. Так все и происходит.
Я стараюсь сделать покупки в моем магазине максимально комфортными для клиентов – дешевле, быстрее и прямо в руки. Я красиво упаковываю каждый том и отвожу клиенту.
— А как вы начали сотрудничать с издательствами?
— Меня попросили привезти детскую книжку, но я не могла ее нигде найти. Тогда я отыскала контакты издательства и написала им на электронную почту. Мне выслали книгу, и теперь я при необходимости обращаюсь к ним напрямую. В принципе, проблем с этим не возникло.
— Как вы привезли первую книгу?
— Еще до того, как я запустила свой магазин, я заказывала книжки для себя. Но первую книжку в "Тот самый книжный" я привезла для своей знакомой. Затем сработало "сарафанное радио". А я начала развивать страничку – подписываться на пользователей, а они на меня.
— А какую было тяжелее всего достать?
— Книга называлась, кажется, "Затерянная месса". Это специфическое произведение об экзорцизме. В интернет-магазинах его не было, я даже не могла найти книгу в поисковике, чтобы определить издательство и связаться с ними напрямую. На помощь опять пришла подруга из Питера. Она искала ее несколько дней и нашла в маленьком букинистическом магазинчике. Книга, оказалось, 1976 года.
— Что-то кроме книг можно привезти?
— Канцелярию. Был период, когда я заказывала открытки ручной работы. Делала небольшую наценку. Скоро запущу новый проект – также открытки, но уже тематические – о Магаданской области.
— Сколько вы зарабатываете?
— В среднем я продаю около 20 книг в месяц и зарабатываю на этом 4-5 тысяч рублей.
— Главное не заработок, а сам процесс?
— По большей части, да. В дальнейшем я все-таки хочу открыть небольшой офис, но пока у меня просто нет физической возможности больше времени этим заниматься – я получаю два образования и работаю. В перспективе, я думаю это может стать основным источником дохода. У меня есть преимущества в ценовой политике и ассортименте, поэтому, если офис откроется, он составит достойную конкуренцию нынешним книжным магазинам.
— Почему книга лучший подарок, и какую книгу стоит подарить?
— Я практически всегда дарю книги своим друзьям. Это подарок на все времена. Да, все индивидуально и зависит от вкусов человека, но наиболее универсальные – о саморазвитии, мотивационные, образовательные. Дарить художественную литературу я не рекомендую.
— А какие ваши любимые, что порекомендуете?
— У меня четыре любимые книги: "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, "1984" Джоржа Оруэлла, "Портрет Дориана Грея" Оскара Уальда и "Клуб неисправимых оптимистов", которую написал Жан-Мишель Генассия. Я могу их перечитывать раз за разом.