Общество. 31 января, 21:15
Вячеслав Коновалов. Фото: Антон Ефимов

Вячеслав Коновалов: Владивосток станет культурной столицей наравне с Москвой и Петербургом

О большом литературном фестивале во Владивостоке в интервью с главой интеллектуального клуба «КультБригада» Вячеславом Коноваловым (ФОТО)

31 января, MagadanMedia. О задачах и смыслах большого литературного фестиваля, который пройдёт во Владивостоке наравне с пятым МедиаСаммитом рассказал Вячеслав Коновалов – автор идеи, глава интеллектуального клуба "КультБригада", доктор наук, специалист в области управления персоналом, преподаватель и член экспертных советов Бизнес Школы МГУ им. Ломоносова и Высшей Школы Агробизнеса им. Тимирязева,сообщает корр. ИА PrimaMedia (Москва).

– Стало известно, что во Владивостоке во время пятого МедиаСаммита, который пройдёт 7-8 июня, состоится крупный литературный фестиваль. Расскажите, для чего он?

– Надо начать с предыстории. Идея возникла в прошлом году после общения с приморскими писателями, и в первую очередь, это был мой товарищ Василий Авченко, который, на мой взгляд, написал одну из лучших книг десятилетия – "Кристалл в прозрачной оправе". Мы пришли к такой парадоксальной мысли, что есть достаточно большое количество писателей в Приморье, но они мало звучат в России. Наверное, в силу обстоятельств географического характера. При этом сама жизнь на Дальнем Востоке настолько богата историей и литературными корнями. Это и Фадеев, и Гайдар, и Чехов, который специально ездил на Сахалин и написал книгу "Остров Сахалин". Так пришла идея создать ещё одно "место литературной силы" на территории России, теперь на Дальнем Востоке, в Приморье.

Этот регион сейчас развивается очень активно, и вы лучше меня это знаете. Потрясающие вещи происходят в экономике, в образовании, но всё это больше политика и финансы, а вот происходящее в литературном плане трудно долетает до европейской части России. Нужен канал общения территорий. А какой канал информации может быть лучше, чем литературный форум или литературный фестиваль? Чтобы прозвучать на литературном небосклоне Российской Федерации нужно какое-то знаковое событие, а лучше серия регулярных событий. Например, представьте, приезжают крупные писатели из центральной части России, из Сибири, Дальнего Востока, Севера и в течении нескольких дней проходят встречи, лекции, мастер-классы, диспуты и презентации новых книг. Это ведь сразу притягивает медиа, толстые литературные журналы, этим сразу начинает интересоваться Министерство культуры.

Вячеслав Коновалов

Вячеслав Коновалов. Фото: Антон Ефимов

– Насколько нам известно, Министерство по развитию Дальнего Востока проявило к этой идеи огромный интерес.

– Да, когда мы разговаривали на эту тему с министром по развитию Дальнего Востока Александром Сергеевичем Галушкой, он воспринял эту идею с большим энтузиазмом. Ведь для привлечения людей на Дальний Восток, для развития региона нужно не только движение сверху, нужно и движение снизу. И "Дальневосточный гектар" и миллион рублей подъёмных для переезжающего – прекрасные меры для привлечения, но как оставить там людей? Вот приехал человек, получил какие-то определенные бонусы, начал работать, но жизнь же не состоит на одной работе, он должен связать себя с этим местом, почувствовать, что здесь дом, его земля. А как? Для этого культура. Знание истории, знание литературы и традиций места. Этим надо заниматься, ведь все идет к тому, что Владивосток, как центр Приморья, станет третьей культурной опорной точкой Российской Федерации наравне с Москвой и Санкт-Петербургом.

На фестиваль, который мы планируем, приедут ведущие писатели, литераторы России: Павел Басинский, Захар Прилепин, и Андрей Рубанов, Вадим Левенталь и Михаил Елизаров, многие другие. С процессом организации встреч, лекций, мастер-классов и диспутов я знаком давно, поскольку у меня культурно-литературная площадка в Москве существует уже достаточно продолжительное время, мы уже провели более 100 незабываемых мероприятий на этой площадке с главными литературными персонами России. Я решил взяться за организацию фестиваля, потому что эти люди – мои литературные друзья и товарищи – пишут, и организация для них дело не очень привычное, а я не пишу и понимаю толк в мероприятиях, подумалось — что если возьмусь за это дело при помощи своих литературных друзей и товарищей, то это будет правильно. Удивительным образом получилось, что все люди, которых я встречаю на пути организации фестиваля, начиная от писателей Приморья, и заканчивая Александром Сергеевичем Галушко, восприняли эту идею с огромным энтузиазмом.

Вячеслав Коновалов

Вячеслав Коновалов. Фото: Антон Ефимов

– Ну хорошо, приедут писатели, критики, литературные обозреватели, может быть, появиться книга "Путешествие из Москвы во Владивосток", а местному приморскому жителю что от этого? Ведь многие склонны рассуждать обывательски: "Ну приедут литературные салоны, посидят, пообщаются, повеселятся, из пушки постреляют, крабов поедят… а нам-то что?"

– Мне кажется, что самая главная задача для культуры Приморья и Дальнего Востока – это сокращение дистанции. Чтобы люди, которые живут во Владивостоке больше не чувствовали себя оторванными от "большой земли", чтобы не чувствовали себя оторванными от большой литературы. А как это расстояние сократить? Делать как можно больше и как можно чаще знаковых, крупных фестивалей, форумов на Дальнем Востоке. И также с другой стороны больше делать культурных дальневосточных мероприятий в Москве и Петербурге. Так сокращается дистанция. Люди будут говорить: "Слушай, я вчера с нижегородским писателем Прилепиным поспорил на встрече". А через месяц он скажет: "Вот у нас Басинский приехал, который рассказывал мне потрясающие вещи о Толстом". И для человека больше нет расстояния "Владивосток –Тула" или "Хабаровск–Нижний Новгород".

— Как вы себе представляете программу литературного фестиваля во Владивостоке? Не будет же он проходить, как фестиваль книги в ЦДХ, когда ты приходишь, смотришь книжки, что-то покупаешь, что-то у автора подписываешь.

– Разумеется, будут и встречи с читателями, но это не такие встречи, которые на площадках магазинов проходят, где у писателя есть 30 минут, чтобы что-то быстренько рассказать, на вопросы быстренько ответить, потом он быстренько книжки подписывает и уходит. А где полноценное общение? Где "бурление мысли"? Нет, на нашем фестивале будут примерно двухчасовые встречи, в ходе которых будет раскрываться определённая тема с полноценной дискуссией на эту тему. Над перечнем тем мы сейчас и работаем. Разумеется, кто-то с чем-то не согласится, поспорит, что-то для себя выяснит. Это и есть творческий процесс.

Во-вторых, мы думаем, что было бы здорово провести мастер-классы. Книга сейчас возрождается, возрождается желание писать. Но многие в силу занятости или недостатка денег не могут себе позволить курсы, которые специально готовят писателей. А кто лучше, чем профессиональный писатель, филолог сможет объяснить, как писать книгу?

Вячеслав Коновалов

Вячеслав Коновалов. Фото: Антон Ефимов

– Но это же больше процесс внутренний, вопрос таланта, это же не будут алгоритмы, мол, ты возьми бумажку, ручку…

– Талант должен присутствовать однозначно. А чтобы из талантливого человека получился настоящий писатель, он должен быть подготовленным. Это как, например, в боксе, человек может драться на улице всю свою сознательную жизнь и быть прекрасным уличным бойцом, но если он выйдет на ринг с профессионалом, то тот его положит в течение первых минут. Хоть профессионал и занимался боксом всего пару лет. Так же и в литературе. Можно писать без перерыва 10 лет, и это окажется нечитабельным. А можно просто прийти к человеку, который знает, как это делается, и те мысли, чувства и впечатления, которые у тебя аккумулировалась многие годы, выстроятся в определённую систему. Состоится превращение из мыслей в книгу.

– Можно ли сказать, что подобный фестиваль станет своего рода возрождением культурной идеологии, некой концепцией творчества?

– Однозначно. И подобные идеи живут во мне давно. Каким вообще мы видим строительство нашей страны? Я говорю об этом уверенно, потому что большую часть жизни провел за пределами Российской Федерации. В Австралии, в университете, в котором я преподавал, когда писал докторскую, у меня был научный руководитель профессор Билл Тайсхёрст.Человек глобальный, ни разу не был в России, но это не большая беда. Беда в том, что когда я стал его спрашивать, что он знает о России, знания были настолько фрагментарными, что мне пришлось заниматься его образованием. А это интеллектуал, ведущий из профессоров, мировая звезда. Я убедил его в том, что Россия – это такое место, которое нельзя пропустить. И он со своим австралийским товарищем пошёл на курсы русского языка, проучились полгода, и приехали в Россию. Но не как туристы на Красную площадь сбегать посмотреть, а сделать такой туристический академический обзор. Они прилетели во Владивосток, а потом взяли билеты на поезд до Москвы и проехали через всю Россию. Во Владивостоке они разговорились с таксистом, который их вёз, он немного говорил по-английски, а они немного по-русски, но все друг друга понимали. Таксист их спрашивает: "А что вы здесь делаете? Кто вы такие". Ему мой бывший научный руководитель говорит: "Вот я профессор Австралийского университета, у меня всё время был мой студент-аспирант, который писал докторскую, он из России. Прожив большую часть жизни в Австралии, он решил вернуться. И я не понимаю его, я решил посмотреть, чем же Россия так притягательна?". И тут таксист берет трубку телефона, звонит своему таксопарку и говорит, что на сегодня больше заказов не берет, и он их начинает возить по всему городу, показывает самые классные места. Он привозит их пообедать к своему товарищу в ресторан где-то в центре Владивостока, там потрясающие морепродукты. Товарищ отказывается брать деньги в ресторане, узнав, что это два австралийских профессора, которые путешествуют, чтобы понять душу России. Потом и таксист, когда через три дня повёз их в аэропорт, не взял денег, это их зацепило. Это люди, которые пропутешествовали от Новой Зеландии до Исландии, от Чили до Японии и нигде такого отношения не было. Везде их уверяли, что русские – люди неулыбчивые, мрачные, а оказалось, что это самая солнечная страна в мире.

Россия сейчас на подъёме, и она на подъеме как экономическом, так и политическом, так и интеллектуальном. Её надо показывать и россиянам, и иностранцам. Идет мощная литературная волна, но она может подняться и может опуститься. Нужно какие-то подпорочки поставить. А это и есть фестивали, форумы, литературные премии, это возможность для любого человека в России достучаться до литературы, до писателя, встретиться с ними, что-то обсудить для себя важное, ведь поэт в России больше чем поэт!

– Немаловажно, что все эти литераторы готовы ехать во Владивосток без гонорара, без дополнительных денег.

Потому что есть желание. Желание общаться. Вот я Андрею Рубанову звоню: "Давно не виделись, давай с тобой встретимся?". Он отвечает: "Я вот сейчас в Переделкино сижу, книгу пишу. Вот закончу главу и тогда — пожалуйста". Все очень занятые люди, так как творчество – процесс непрерывный. А ведь писатель не может существовать в изолированной среде, он должен общаться постоянно. А где ему это общение брать? Хорошо, если он работает журналистом или пишет сценарии для телевидения и по долгу работы встречает массу народу. А есть писатели, которым достаточно того, что они зарабатывают литературой сидя дома, и их общение с людьми минимизировано. И они готовы ехать ради общения. Им интересно, что происходит в стране, особенно на таких, не побоюсь этого слова, легендарных землях как Дальний Восток и Приморье. Печатное слово зовет в дорогу, печатное слово снова становится мотором развития страны, печатное слово двигает горы, как в одной известной книге: "Вначале было слово…"

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Вячеслав Коновалов, PhDc , MBA, профессионал с более чем 25-летним опытом работы, как в коммерческих, так и в государственных секторах экономики в России и за рубежом.

Специалист в области управления персоналом, сертифицированный тренер и преподаватель (AQF международная государственная сертификация), приглашенный преподаватель и член экспертных советов Бизнес Школы МГУ им. Ломоносова и Высшей Школы Агробизнеса им. Тимирязева.

Увлечение Вячеслава литературой, театром, кино, древней и современной историей и культурой приводят его к идее создания культурной платформы КультБригада. КультБригада — интеллектуальный клуб, место общения, площадка для дискуссий, лекций, мастер-классов и семинаров по литературе, истории, кино— и театральной деятельности, музыке и публицистике. Площадка предоставляет посетителям возможность услышать и быть услышанным, поделиться с ними своим мнением и даже поспорить с действительно выдающимися людьми искусства и культуры нашего времени, такими как — Захар Прилепин, Эдуард Бояков, Сергей Шаргунов, Александр Ф. Скляр, Юрий Быков, Евгений Додолев, Павел Басинский, Анатолий Вассерман, Олег Шишкин, Михаил Елизаров, Сергей Летов, Андрей Мерзликин, Сергей Цветков и многие другие.

Также, Вячеслав является со-основателем Первого Фестиваля Документального Кино "Три искусства". Фестиваль "Три искусства" призван максимально широко представить зрителям как новые, так и уже известные фильмы российских режиссёров об искусстве, литературе и культуре, показать Лица Мастеров – творцов отечественного искусства, рассказать о их жизни и немного приоткрыть "завесу" творческой мастерской, где уникальные личности создают шедевры искусства России.

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я уже подписан

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia