Кадзуо Исигуро — британский писатель японского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе 2017 года. По словам представителя Нобелевского комитета, в своих работах "огромной эмоциональной силы" писатель обнажил "бездну, прикрытую нашим иллюзорным чувством связи с миром".
Все произведения Кадзуо Исигуро объединяет тонкий психологизм. Герои его романов, чтобы понять и принять себя, пытаются осмыслить прошлое — своё, своей семьи или своего народа. Примечательно, что Исигуро не ставит целью дать читателю исчерпывающее объяснение мотивов героев — "додумывать" их приходится самостоятельно.
Исигуро можно считать этаким сплавом восточной и европейской литературы — перебравшись в Англию в шесть лет и именно там получив образование, многое ли он сохранил из своих корней? Но, всё же, в его произведениях видится восточная мудрость, завёрнутая в материал из английского фольклора.
Кадзуо Исигуро "Погребённый великан"
"Погребенный великан" — роман необычный, завораживающий.
Автор переносит нас в Средневековую Англию, когда бритты воевали с саксами, а землю окутывала хмарь, заставляющая забывать только что прожитый час так же быстро, как утро, прожитое много лет назад.
Пожилая пара, Аксель и Беатриса, покидают свою деревушку и отправляются в полное опасностей путешествие — они хотят найти сына, которого не видели уже много лет. На пути им встречаются персонажи, с которыми они попадают в водовороты старых легенд, загадочных происшествий, затянувшихся противоречий и бесконечного дежавю.
Исигуро рассказывает историю о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении. Но главное — о людях, о том, как все мы по большому счету одиноки. История эта — не то сказка, не то легенда, но учит она, главным образом, тому, что наши воспоминания (не важно, счастливые они или горькие) — это огромный и сильный великан, который ни в коем случае не должен быть погребен.
Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня"
Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры "служить всей жизнью".
В основе повествования — цикличность истории, когда рассказчик снова и снова возвращается к ключевым моментам прожитых лет, добавляя детали, смещая ракурс, раскрывая характеры, наращивая напряжение. Неизменно присутствуют темы памяти и служения, по-видимому, ключевые для творчества автора.
Книга тревожит душу своей атмосферой смирения и принятия неизбежного, лиричностью и доверительностью. Чтение этой книги словно медитация за чашкой чая в тени цветущей сакуры.