Региональный журнал "Дальневосточный капитал" спросил у предпринимателей ДФО, как пройти путь от наемного работника до предпринимателя. В числе респондентов оказался и бизнесмен из Магадана Олег Сушков. Директор рекламного агентства ""Арт" поделился опытом и рассказал о том, с чего начинается бизнес, почему не стоит навязываться и как не уйти на госслужбу, сообщает ИА MagadanMedia со ссылкой на ДВ Капитал.
"Подрабатывать начал в 15 лет — помогал разгружать контейнеры на оптовом складе. В институте успел поработать в ночных клубах, казино, затем мне повезло получить место менеджера в крупной компании по продаже строительных материалов. Осознав, что в 22 года не видеть ничего кроме работы — это не то, чего я хочу, устроился торговым представителем и успешно работал в течение трех лет. Идея создать собственный бизнес пришла в 2009 году — съездив в отпуск, увидев в столице множество идей, сервисов, которые не представлены в моем городе, я подумал: почему бы не реализовать их у себя, – рассказывает Олег.
– Когда вернулся в Магадан, приобрел оборудование для приготовления кислородных коктейлей, которое на правах аренды разместил в кафе и бистро города. От этого имею небольшой, но стабильный доход, который исправно поступает уже семь лет. После успешного первого опыта мы с другом, который тоже горел идеей создать что-то свое, решили начать с создания рекламной площадки в виде сети стендов с бесплатными открытками, привлекающими креативным дизайном, на которых давалась небольшая информация о рекламодателях. За несколько месяцев охватили весь город и поставили стенды везде, где только можно.
Но особого ажиотажа и потока клиентов это предложение не вызвало.
Думаю, это распространенная ошибка у начинающих предпринимателей — уверенность в том, что твоя идея будет нравиться остальным так же сильно, как тебе.
Осознав, что исходить нужно от потребностей клиентов, а не навязывать им свои, мы проанализировали входящие звонки и поняли, что клиенты, обращающиеся в фирму, работающую с рекламой, хотят напечатать визитки, листовки, сделать вывеску гораздо чаще, чем разместить информацию о себе на открытках. В результате в 2010 году появилось рекламное агентство "Арт". Набираясь опыта и обрабатывая все новые заказы, решили, что сможем еще больше, и стали постоянно расширять список услуг, добиваясь того, чтобы клиент мог обратиться к нам по любому вопросу, связанному с рекламой. В итоге мы поняли, что только увеличиваем цепочку исполнителей до конечного продукта. А это осложняло коммуникации и контроль качества продукта, из-за чего могла пострадать наша репутация и наш клиент. Поэтому к 2012 году остановились на трех направлениях — полиграфии, наружной рекламе и сувенирной продукции. Позже добавилось направление издательства. В таком формате наш бизнес продолжает работать до сих пор.
Предпринимательская деятельность предполагает постоянный поиск новых решений, а сфера услуг диктует поиск новых потребностей рынка, которые можно удовлетворить. Именно поэтому мы с партнером открывали направления, которые на определенном этапе приносили достаточное количество прибыли. Некоторые из них приходилось потом закрывать и создавать что-то новое. Но главное, что нам всегда было интересно.
Сложно только начать, а дальше, чем бы ты ни занимался, бизнес-процессы во многом схожи, да и опыт помогает избегать ошибок.
Конечно же, кризис отразился и на нашем рынке — покупательная способность населения сильно упала, и все, кто не производит товары первой необходимости, оказались в затруднительном положении. Порой у нас возникали мысли устроиться на госслужбу и окунуться в стабильность, но минута слабости была недолгой. Я хорошо разбираюсь в том, чем занимаюсь, вижу, куда и как дальше развиваться, поэтому считаю, что мое будущее связано с нашей компанией "Арт".