Местную Государственную автомобильную инспекцию в составе Управления рабоче-крестьянской милиции УНКВД по Дальстрою образовали 1 января 1937 года. Тогда контроль за безопасностью дорожного движения на Колыме начали осуществлять легендарные ОРУДы, ставшие одним из любимых персонажей произведений искусств 30-х годов прошлого века. Государственная автомобильная инспекция УНКВД по ДС среди своих задач ставила борьбу с авариями и хищническим использованием транспорта, установление по согласованию с ПФС дирекции, технических норм и измерителей по эксплуатации автотракторного парка, наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров по Дальстрою. Сегодня ГИБДД УМВД России по Магаданской области — высокоорганизованная служба, осуществляющая контрольные, надзорные и разрешительные функции. Совершенствуется техническое оснащение службы, внедряются новые рациональные методы организации дорожного движения, применяются современные специальные средства, позволяющие эффективно проводить оперативно-розыскную деятельность, выявлять нарушителей Правил дорожного движения, в том числе в автоматическом режиме без обязательного присутствия сотрудников ДПС, сообщает MagadanMedia.
День милиции, 10 ноября 1989 год. Фото: Из архива группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
Как это было
3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановлением № 1182 утвердил положение о Государственной автомобильной инспекции. В конце декабря 1936 года первый директор государственного треста "Дальстрой" Эдуард Берзин подписал приказ № 0036 об образовании с 1 января 1937 года в составе Управления рабоче-крестьянской милиции УНКВД по Дальстрою местной Государственной автомобильной инспекции.
Контроль за безопасностью дорожного движения как в нашей стране, так и в области начали осуществлять легендарные ОРУДы, ставшие одним из любимых персонажей произведений искусств 30-х годов прошлого века.
80 лет назад они вошли в состав Государственной автомобильной инспекции, которая сегодня превратилась в мощную структуру, именуемую ГИБДД. Эта аббревиатура означает не только новое название службы, но и новое содержание ее деятельности, которое можно выразить двумя емкими словами — доверие и безопасность. Два эти слова стали девизом тех коренных преобразований, конечным результатом которых станет создание службы, чьи сотрудники будут способны обеспечивать защиту прав и законных интересов всех участников дорожного движения как в России, так и на территории Магаданской области.
Будни сотрудников ГАИ. Советское время. Фото: Из архива группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
28 декабря 1936 года Эдуард Берзин утвердил Положение "О Государственной автомобильной инспекции УРКМ-УНКВД по Дальстрою".
В Положении, в частности, отмечалось, что Государственная автомобильная инспекция УРКМ-УНКВД по Дальстрою действует в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 3 июля 1936 года за № 1182, приказом Наркома Внутренних Дел Союза ССР от 3 апреля 1936 года за № 111 и от 5 апреля 1936 года за № 00126.
Будни сотрудников ГАИ. Советское время. Фото: Из архива группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
Государственная автомобильная инспекция УНКВД по ДС имеет своей задачей:
— борьбу с авариями и хищническим использованием транспорта;
— установление по согласованию с ПФС дирекции, технических норм и измерителей по эксплуатации автотракторного парка;
— наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров по Дальстрою;
— количественный и качественный учет автотранспортного парка всех управлений Гостреста ДС. Учет осуществляется в порядке и по формам, согласованным с ПФС дирекции Дальстроя.
Для выполнения всех этих задач Государственная автомобильная инспекция была обязана:
— вести учет аварий автомобильного транспорта, находящегося в управлениях Гостреста ДС;
— производить анализ аварий, выявлять их причины и привлекать к ответственности водителей машин и других виновных в авариях лиц;
— контролировать проведение автомобильными хозяйствами необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения, по борьбе с авариями, по учету и подготовке водительских кадров;
— руководить работой квалифицированных комиссий по испытанию водителей автомашин, преподавателей и инструкторов шоферских школ и курсов;
— вести учет автомобилей, мотоциклов, тягачей и тракторов по маркам и категориям, выдавать номерные знаки и технические паспорта и производить периодические технические осмотры автомашин;
— разрабатывать и устанавливать в соответствии с указаниями подлежащих правительственных органов технические нормы расходования горючего, смазочных материалов, резины и запчастей, а также общие измерители эксплуатации автопарка (коэффициент использования автопарка, количество часов работы машин в году, пробег, выработка в тонно-километрах на одну машину в год).
В ведении государственной автомобильной инспекции состоят все квалификационные комиссии по предоставлению права управления автомашинами и права преподавания на шоферских курсах.
За технические осмотры автомашин, за выдачу номерных знаков, технических паспортов, за производство испытаний и выдачу водительских удостоверений органы Государственной автомобильной инспекции взимают сборы, размеры которых устанавливаются в соответствии с постановлением Народного Комиссариата Внутренних дел Союза ССР.
Инспектор ДПС в поселке Ола. Фото: Из архива группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
На дорогу они вышли первыми
Несистематизированные документы магаданских архивов содержат неполный, но вполне биографический материал о некоторых первых руководящих работниках ГАИ Управления рабоче-крестьянской милиции УНКВД по Дальстрою. Созданная приказом Эдуарда Берзина № 0036 от 28 декабря 1936 года Государственная автоинспекция начала свою деятельность на Колыме 1 января 1937-го.
Например, архивное дело Владимира Николаевича Куркина рассказывает о том, что он начал работать в ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою практически с момента ее организации. Как свидетельствуют биографические данные, Куркин родился в 1907 году в Красноярске. Окончил школу и курсы шоферов, работал водителем.
Сотрудники ГАИ. Слева направо: Стенин В.П., Безкостный О.А., Нечаев М.И.. Фото: Из архива группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
Осенью 1931-го заключил договор и приехал на Колыму, где был принят по специальности в один из гаражей строящегося Магадана.
В январе следующего года его переместили на должность заведующего техническим складом, но затем вновь оформили водителем — теперь уже в систему недавно созданного государственного треста "Дальстрой".
Отработав немногим более семи месяцев, Куркин выехал в свой первый отпуск на "материк". Вернувшись, стал заведовать гаражом Управления автотранспорта (УАТ) Дальстроя. Потом работал автотехником, водителем, механиком, начальником автоколонны и техническим инспектором. 1 октября 1936 года его назначили старшим контрольным мастером автосборочного цеха Магаданского авторемонтного завода (АРЗ) УАТа.
Спустя три месяца Владимира Куркина перевели в только что организованную ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою на должность государственного автомобильного инспектора. Вместе с другими первыми работниками ГАИ он должен был устанавливать технические нормы по эксплуатации автотранспортного парка, проводить его количественный и качественный учет, вести борьбу с авариями и хищническим использованием машин, контролировать подготовку водительских кадров.
С 1 мая по 10 декабря 1938 года Куркин исполнял обязанности начальника ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою. Затем у него был второй отпуск с выездом на "материк". После возвращения Куркин вновь перешел в систему УАТ, где занял должность инженера организационного бюро. Однако так как в УАТ существовала своя автоинспекция, то уже в феврале 1940-го его назначили заместителем начальника. Там же одно время Владимир Куркин занимал и должность начальника. Так он проработал до 1 апреля 1941 года, после чего был вновь переведен в ГАИ УРКМ УНКВД Дальстроя — теперь уже старшим госавтоинспектором.
Спустя два года Куркин уволился и уехал из области. В 60-е годы (насколько можно судить по некоторым документам) Владимир Николаевич работал на Хабаровской ТЭЦ-2.
Семинар-совещание 1985 года. Фото: Из архива группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
Вместе с ним одним из первых работников ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою считается и Николай Николаевич Репнин. Он родился 14 февраля 1905 года в городе Торопец Псковской губернии, с 15 лет работал машинистом. Затем сменил ряд профессий, одно время был формовщиком и помощником мастера на заводах Ленинграда. Потом получил специальность водителя и 31 октября 1935 года на пароходе "Сучан" приехал в бухту Нагаева. С этого времени Репнин — шофер Аткинской автобазы, инструктор и главный технический инспектор УАТ.
После организации ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою его назначают на одну из ответственных должностей. В 1938 году Николай Репнин уже заместитель начальника ГАИ, а затем и начальник, имел звание младшего лейтенанта милиции.
Его имя продолжает также встречаться в документах периода Великой Отечественной войны. Тогда он по-прежнему руководил ГАИ. Однако на этом биографические данные о Репнине обрываются.
Советское время. Фото: Из архива группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
Они ковали Победу. Инспектор ГИБДД пересел на танк
С первых дней Великой Отечественной войны сначала в Магадане, а затем и на Колыме сложилась целая группа вольнонаемных работников Дальстроя, которые, несмотря на получение "брони" как специалисты, необходимые для работы на местах, стремились любыми способами уйти на фронт и воевать в рядах Красной Армии. Для этого они сдавали свои многотысячные сбережения в Фонд обороны страны, просили приобрести на них танки и добивались у высшего военного командования, в том числе у Верховного Главнокомандующего Сталина, разрешения сражаться на купленных боевых машинах.
В числе первых были магаданцы — работники ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою. Позднее один из них, Митюшин, рассказывал:
Нас было трое. Подружил Дальстрой, совместная работа да общая профессия. Все мы шоферы. Правда, мне меньше пришлось поездить по колымским дорогам с грузами. Еще в 1938 году комсомол меня направил бороться с аварийностью на транспорте — в автоинспекцию. А товарищи же ездили все время в командировки, и встречались мы редко. Ошеломляющая весть о начале войны сразу заставила нас встретиться. Пошли в райвоенкомат. Всех вежливо принимают, заявления оставляют и отвечают: "Не торопитесь. Понадобитесь, вызовем. Идите, работайте. Люди нужны и в тылу..." Раз десять ходили мы в райвоенкомат. Не помогло. Тогда пришла мысль купить танк, вот уж с ним мы наверняка попадем на фронт. Собрали все сбережения, заработанные на Колыме, перевели деньги в Москву — в Фонд Красной Армии, на танк. Отправили, ждем с нетерпением, ответа на письмо, посланное вместе с деньгами.
Одновременно с этим Митюшин и его товарищи, подстраховываясь, обратились через начальника УРКМ УНКВД по Дальстрою капитана милиции Логинова к начальнику Дальстроя, комиссару госбезопасности 3-го ранга Ивану Никишову. В рапорте на его имя говорилось:
"Приказ вождя народов тов. Сталина, призывающий на окончательный разгром германского фашизма в 1942 году, воодушевляет весь советский народ на еще большее сплочение вокруг нашей любимой партии и нашего правительства. У нас, троих комсомольцев, шесть родных братьев сражаются на передовых позициях, беспощадно громя и уничтожая фашистскую нечисть, вероломно напавших на нашу великую Родину, нарушивших нашу замечательную жизнь. Мы, трое комсомольцев, — все водители боевых машин с немалым стажем, один — инженер-автомобилист, другой — командир танка, будучи охвачены жгучей ненавистью к нашему заклятому врагу, решили построить на личные средства один средний танк, который до конца разгрома германского фашизма будет обеспечен также за наши личные деньги горюче-смазочными материалами и на котором мы втроем вступим в бой за правое дело Ленина-Сталина. Просим Вас, товарищ комиссар, дать имя нашему танку — имя славного комсомольца, всегда и везде беспощадно громившего всех врагов нашей родины, и вступить в ходатайство через наркома внутренних дел перед народным комиссаром обороны тов. Сталиным об удовлетворении нашей просьбы. Со своей стороны клянемся Вам, товарищ комиссар, и ленинско-сталинскому комсомолу, что, не жалея своих сил, здоровья и жизни, мы будем беспощадно громить фашистскую гадину везде, где бы она только не появлялась, за кровь наших матерей и отцов, сестер и братьев, детей, так невинно пролитую этими гадами. Имя ленинско-сталинского комсомола мы будем держать высоко и с честью, не посрамим и имя работников милиции".
14 июля 1942 года (почти через месяц после рапорта на имя Ивана Никишова) в Магадан пришла телеграмма начальника Главного АВТУ Красной Армии (затем — начальника Управления бронетанковых войск НКО СССР) генерал-лейтенанта Федоренко. В ней предлагалось "командировать в Москву с партийно-служебной характеристикой в мое распоряжение для зачисления на службу в действующую танковую часть добровольцев Голубева, Глинко и Митюшина".
Спустя девять дней трое работников ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою выехали на "материк". О том, как сложился дальнейший боевой путь Глинко и Голубева, неизвестно. Но вот гвардии старший техник-лейтенант Митюшин уже после окончания службы в Красной Армии в очередном рапорте на имя Ивана Никишова сообщал:
"Я, бывший работник Госавтоинспекции УНКВД по Дальстрою, 23 июля 1942 года с Вашего разрешения в числе трех товарищей, также работников ГАИ, добровольно убыл на фронт. В то время мы трое на свои средства решили приобрести один танк, на котором хотели идти на фронт, но по воле начальника бронетанковых войск Красной Армии нас послали в Казанскую высшую офицерскую школу, по окончании которой выбыли на фронт".
Лично я свои боевые действия начал с района Белая Церковь и после этого беспрерывно участвовал в боях на танках в Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. За боевые действия награжден двумя орденами и пятью оборонными медалями, а также был дважды контужен. После этого участвовал в разгроме Японии.
Как видим, рапорт рассказывает о доблестном боевом пути бывшего колымчанина. По всей видимости, такая же боевая биография сложилась и у его товарищей-сослуживцев по работе в ГАИ УРКМ УНКВД по Дальстрою. В трудное для страны время они ушли на фронт, чтобы сражаться и защищать свою Родину. В победе над фашизмом есть и их достойный вклад.
ГИБДД сегодня
Будни сотрудников ГИБДД сегодня. Фото: Группа по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области
Госавтоинспекция сегодня — это высокоорганизованная служба, осуществляющая контрольные, надзорные и разрешительные функции. Совершенствуется техническое оснащение службы, внедряются новые рациональные методы организации дорожного движения, применяются современные специальные средства, позволяющие эффективно проводить оперативно-розыскную деятельность, выявлять нарушителей Правил дорожного движения, в том числе в автоматическом режиме без обязательного присутствия сотрудников дорожно-патрульной службы.
Текст подготовлен при поддержке группы по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Магаданской области.
___________
18+. Информационное агентство MagadanMedia (МагаданМедиа), регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76865 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 01.10.2019