История Колымы: Меринга
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Историю национального посёлка Меринга условно можно разделить на две части: история первого (старого) посёлка и история Меринги, перенесённой на новое место.
Старая Меринга
Из заметки Любашевского в газете "Советская Колыма" от 21 ноября 1936 года: "Вот и Меринга — один из самых отдалённых сельсоветов края, в 100 километрах от Вилиги. В селенье только одна семья русских — педагога Морозова. Встречают на редкость гостеприимно. Меринга в полном смысле слова медвежий уголок. Месяцами нет газет, поэтому хозяева предъявляют законное требование выкладывать новости.
В Меринге в 1935 году сгорела школа, но сейчас уже выстроена новая. Местные жители проявили большую заинтересованность в строительстве. Вне плана завезли лес, выделили своих пильщиков, заготовили финстружку на все объекты. Уже в 1936 году начнётся в Меринге строительство колхозных домиков.
Маленький рубленый домик пахнет тёплым хлебом. Входим. У печи орочелка Вера Зыбина. Она одна из первых в несколько месяцев овладела искусством хлебопечения. С гордостью показывает нам хлеб.
Почти всё мужское население села в европейской одежде, кроме обуви. О национальном костюме напоминает иногда лишь звон колокольчика — украшения национального одеяния — проходящей мимо орочелки. Но и они охотно меняют его на более удобные европейские шелка и шерсть, оставаясь и тут верными любви к яркой расцветке ткани".
В феврале 1940 года в национальные центры Мерингу и Таватум (Северо-Эвенский район) было доставлено несколько фильмов. Заведующий наяханским клубом Бобрусов, он же — киномеханик, продемонстрировал картины "В город входить нельзя", "Девушка спешит на свидание".
В марте 1940 году было принято решение о переносе посёлка Меринга в устье реки Вилиги. Это вызвано тем, что старое место расположения посёлка было выбрано неудачно и находилось в стороне от водных путей.
В первую очередь было решено перенести школу, однако для этой цели одних транспортных средств Вилигинского колхоза было недостаточно. Исполнительный комитет Северо-Эвенского райсовета обязался решить вопрос о выделении транспорта.
На новом месте предстояло построить свыше десятка новых жилых домов.
В августе 1940 года колхозники-рыбаки, работающие на летних рыбных промыслах побережья залива Шелехова, закончив план лова, возвращались с семьями в национальные центры.
В эвенскую деревню Меринга вышли бригады колхоза "Красный луч", которые должны были приступить к подготовительным работам по переносу посёлка на новое место.
С первым снегом строения, находящиеся в Меринге, планировали перевезти оленьим транспортом на 60 километров вниз по реке Вилиге, где решено строить новый национальный центр.
В шести километрах от рыбного промысла, в красивой долине, должны были быть установлены здания сельсовета, школы, клуба, больницы, колхозных домов. Здесь же готовились развернуть дополнительное строительство.
С переносом Меринги на новое место отпадали трудности, связанные с транспортировкой грузов. Посёлок будет связан просёлочной дорогой с продуктовой базой Наяханского промхоза в устье Вилиги.
К концу 1940 года перенос и установку строений Меринги на новом месте колхоз "Красный луч" должен был осуществить осуществит полностью.
Новая Меринга
В ноябре 1940 года в долине реки Вилиги развернулось строительство нового национального посёлка. Колхозники артели "Красный луч" переводят туда старый посёлок Мерингу. На месте строительства нового национального центра уже собрали здания медицинского пункта и колхозного дома. Перевезено значительное количество строений.
Снабжение строительства необходимыми материалами и продовольствием возложено на промысел "Вилига" Наяханского промхоза.
Однако руководитель промысла Рытов абсолютно не чуствовал ответственности за порученное ему дело. Строительство нового посёлка велось от магазина промысла в 5 километрах. Сообщение только пешеходное и то в хорошие дни. Таким образом колхозники, не имеющие возможности прийти в магазин, вынуждены были оставаться без свежего хлеба и продуктов. Отведённое помещение для магазина на строительстве до сих пор пустовало.
После войны усадьбу совхоза "Буксунда" перебазировали в село Меренга. Десятки лет жители этого красивого, большого села занимались оленеводством, рыбалкой, выращивали голубых песцов, кроликов, держали свиноферму. Огороды давали обильные урожаи картофеля, капусты, турнепса, зелени. Меренга снабжала едва ли не весь Омсукчанский район молоком, творогом, сметаной, олениной.
Из статьи Тамары Володиной: "Меренга всегда появлялась как-то неожиданно. За подъемом открывалась широкая долина самой красивой и многоводной реки района — Вилиги, а затем небольшое, из двух улиц, село. Прямо за селом — тополиная роща, а за ней — вековой лиственничный лес. Летом в реке полно рыбы, в лесу — голубики, жимолости, брусники, грибов. Со всех сторон долины возвышаются горные хребты. В ночи цепочкой сияли электрические огни. Светились окна в клубе, в библиотеке, школе-интернате, в больнице, в домах.
Такой была Меренга — село, бывшее центральной усадьбой колхоза "Новый суть", который образовался в 1957 году. Он, в свое время, занимал значительное место в экономике района и был основным поставщиком говядины, свинины, оленины, рыбы и рыбных деликатесов. В начале семидесятых колхоз приобрел сейнер, катер, оборудование для зверофермы…
А главное, в селе было привольно жить эвенам, однажды выбравшим это место для своих домов. Рядом река, богатая рыбой, и какой — горбушей, кетой… А земля какая щедрая: травы на иных лугах поймы Вилиги по пояс. У сельчан — грядки с капустой, картофелем, а уж об огородной зелени и говорить не приходится — всякая росла. И для оленеводства — исконного занятие эвенов — пастбища есть, и климат по колымским меркам лучше не пожелаешь".
Указ президента РФ о реорганизации госсобственности круто изменил судьбу национальных сел. В Меренге сельхозпредприятие раздробили на два десятка "национальных фермерских хозяйств". Материальная база бывшего совхоза была, по сути, разграблена. Мелкие хозяйства едва себя кормили, и Меренгу почти официально начали называть "селом-самоедом".
В последние годы на скудные средства районного бюджета стало крайне трудно содержать инфраструктуру Меренги с ее дизельэлектростанцией, котельной, жилым фондом.
Администрация Омсукчанского района стала переселять жителей в райцентр. К 2000 году из 421 местного представителя коренных народов, основную массу из которых составляют эвены, 385 переселили в Омсукчан.
Тем не менее, часть жителей отказалась покидать Мерингу и осталась жить в своём посёлке.