Из статьи Тамары Володиной: "Меренга всегда появлялась как-то неожиданно. За подъемом открывалась широкая долина самой красивой и многоводной реки района — Вилиги, а затем небольшое, из двух улиц, село. Прямо за селом — тополиная роща, а за ней — вековой лиственничный лес. Летом в реке полно рыбы, в лесу — голубики, жимолости, брусники, грибов. Со всех сторон долины возвышаются горные хребты. В ночи цепочкой сияли электрические огни. Светились окна в клубе, в библиотеке, школе-интернате, в больнице, в домах.

Такой была Меренга — село, бывшее центральной усадьбой колхоза "Новый суть", который образовался в 1957 году. Он, в свое время, занимал значительное место в экономике района и был основным поставщиком говядины, свинины, оленины, рыбы и рыбных деликатесов. В начале семидесятых колхоз приобрел сейнер, катер, оборудование для зверофермы…

А главное, в селе было привольно жить эвенам, однажды выбравшим это место для своих домов. Рядом река, богатая рыбой, и какой — горбушей, кетой… А земля какая щедрая: травы на иных лугах поймы Вилиги по пояс. У сельчан — грядки с капустой, картофелем, а уж об огородной зелени и говорить не приходится — всякая росла. И для оленеводства — исконного занятие эвенов — пастбища есть, и климат по колымским меркам лучше не пожелаешь".

Указ президента РФ о реорганизации госсобственности круто изменил судьбу национальных сел. В Меренге сельхозпредприятие раздробили на два десятка "национальных фермерских хозяйств". Материальная база бывшего совхоза была, по сути, разграблена. Мелкие хозяйства едва себя кормили, и Меренгу почти официально начали называть "селом-самоедом".

В последние годы на скудные средства районного бюджета стало крайне трудно содержать инфраструктуру Меренги с ее дизельэлектростанцией, котельной, жилым фондом.

Администрация Омсукчанского района стала переселять жителей в райцентр. К 2000 году из 421 местного представителя коренных народов, основную массу из которых составляют эвены, 385 переселили в Омсукчан.

Тем не менее, часть жителей отказалась покидать Мерингу и осталась жить в своём посёлке.