Для Колымы это была самая веселая авианеделя. Выяснилось, что никто особо не хочет спасать "Трансаэро" от банкротства, и началось…
Что началось и так все видели, важно, чем заканчивается: вместо монополиста "Трансаэро" на прямой рейс "Магадан – Москва" заявилось сразу три авиакомпании – вернулась "ВИМ-Авиа". Выполнил давнее обещание "Аэрофлот". Также добавился "Икар", он же Pegas Fly – магаданская по происхождению авиакомпания, которая когда-то начинала с вертолетов, а потом сменила собственников, переехала в Сибирь и занялась большой авиацией.
АК "Икар", он же Pegas Fly . Фото: Чёрный Игорь, MagadanMedia
Результат впечатляет – всего лишь от 23 тысяч до столицы России и обратно, если не тянуть с покупкой билетов "Аэрофлота". И выбор есть, которого давно не было. Здесь, кстати, надо отметить оперативные и четкие действия губернатора Владимира Печеного – обещал, занимался, решил. И еще, конечно, очень хорошо, что в последние годы по государственной программе произошла серьезная реконструкция магаданского аэропорта, и теперь он может принимать практически любые летательные аппараты.
АК "Аэрофлот". Фото: Табаченко Илья, PrimaMedia
Ценовой беспредел в любой сфере в России не проходит. В любой, кроме авиации.
А теперь о том, что более всего поразило среди событий этой бурной авианедели.
В какой-то момент, когда стало ясно, что "Трансаэро" уже не будет летать, а новые перевозчики еще не пришли, авиакомпания "ВИМ-Авиа" подняла тариф за полет в Москву и обратно экономклассом с 32 тысяч рублей до 61 тысячи. Причем как подняла – абсолютно на все рейсы на всю глубину расписания.
АК "ВИМ-Авиа". Фото: Александр Крылов, MagadanMedia
Вечером ложились спать – было 32 тысячи, проснулись – стало больше 60 тысяч. Предположим, в каком-нибудь городе остановилась одна из двух хлебопекарен. И утром оставшаяся пекарня повысила цены на хлеб в два раза. Что бы было? Сто процентов – тем же утром в кабинете директора пекарни уже находились бы люди из прокуратуры, УФАС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и так далее. И к обеду не было бы такой цены, а были большие проблемы у тех, кто повысил. Или, скажем, какое-нибудь "Энерго" бы повысило за ночь тариф на электричество в два раза – для "Энерго" это еще хуже бы закончилось. То есть, в любой касающейся большого количества граждан сфере, такой ценовой беспредел в России не проходит. В любой, кроме авиации. А почему? А потому что авиации с ценами у нас можно всe. Таковы правила игры, точнее, отсутствие правил.
АК "Трансаэро". Фото: Табаченко Илья, PrimaMedia
То есть, сначала вы нас грабите, а теперь мы должны помочь вас спасти...
Авиакомпании вкладывают огромные деньги в СМИ, блогеров, экспертов, чтобы непрерывно доказывать всем, что отрасль отчаянно бедная, неисправимо несчастная, поэтому ее нельзя ни в чем ограничивать, иначе развалится. И эти вложения в апокалиптические статьи в различных медиа вполне успешны – снижение НДС с 18% до 10%, разрешение возвратных билетов, кредиты под госгарантии, закрытие глаз на многие странные вещи, например, на то, что большинство самолетов российских авиакомпаний почему-то в юрисдикции стран вроде Британских Виргинских островов. В таких условиях я ничуть не удивлен призывом "Трансаэро" подписаться под петицией за сохранение авиакомпании. То есть, сначала вы нас грабите, продавая билеты за 50–60 тысяч до Москвы и обратно (при себестоимости такого полета порядка 25 тысяч, что на деле означает миллиард прибыли на одной только Колыме в отпускной сезон), а теперь мы должны помочь вас спасти... По-моему люди, которые готовы подписать такие петиции, страдают Стокгольмским синдромом.
Преодолеть авиационное лобби будет архисложно, но решать с авиацией надо.
Да, сейчас проблема с авиацией у нас решена. Но где гарантия, что очередной перевозчик не сойдет с дистанции и очередная "ВИМ-Авиа" не выпишет на радостях нам счет на 60 тысяч рублей? Такой гарантии нет, пока авиации все можно. Такая гарантия появится, когда авиации делать такие вещи будет нельзя. Авиация – стратегическая для России отрасль, которая обеспечивает право граждан на свободу передвижения по родной стране. А федеральный минтранс – не лоббистская структура авиационных корпораций, это министерство должно обеспечивать транспортное единство страны. Не должно быть так, что губернатор Колымы в ручном режиме поддерживает связь отдаленной Колымы с другими регионами, а в федеральных ведомствах в это время рассказывают байки про рынок, который во всем разберется. Не разобрался и не разберется. Этот рынок есть на полетах в Стамбул, но не в Магадан.
Для рейсов на Дальний Восток необходимо четкое, строгое и понятное государственное регулирование. Предложения по такому государственному регулированию сейчас готовит Общественная палата Магаданской области. Преодолеть авиационное лобби будет архисложно, но решать с авиацией надо – это ключевой вопрос для жителей Крайнего Севера и всего Дальнего Востока. От ответа на него зависит, будут ли люди сюда приезжать или, наоборот, продолжат отъезд в другие регионы России.