Лососевая путина началась В Магаданской области в субботу, 21 июня, для спортивного, любительского и традиционного лова. Прогнозы по подходу рыбы в этом году неутешительны. Научный прогноз выдал в 2014 году подход лосося в 1,6 тысяч тонн, с гольцом приблизительно 1,9 тысяч тонн, что в несколько раз меньше показателей прошлого года. От небольшого объема выделенных квот страдают рыбоперерабатывающие предприятия региона. По заявлению генерального директора ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания", ООО " Маг-Си Интернешнл", члена постоянной депутатской комиссии по экономическому развитию, бюджету и налогам Михаила Котова, из-за снижения объема квот, рыба в Магаданской области с каждым годом будет только дорожать. Главный рыбопромышленник региона также рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА MagadanMedia о кадровом голоде на предприятиях, постоянных препонах пограничных служб и визите на Колыму премьера Дмитрия Медведева, чей приезд так пока и не помог местным рыбакам.
Михаил Котов, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Золотарева, MagadanMedia
Как отметил Михаил Котов, в целом путина в регионе началась еще 1 января 2014 года, когда суда Магаданской Тихоокеанской рыбопромышленной компании вышли на промысел. "Мы неплохо отработали на минтае и сельди в зимний период, затем в начале апреля вышли суда на промысел краба и трубача, а уже в июне судно Sea Hunter подошло к Магадану и первые 270 тонн минтая выгрузило на колымский берег в Магаданском морском торговом порту, – подчеркнул Котов. – Эти работы были завершены в минувшую пятницу, 20 июня. Каждые пять-семь дней судно будет привозить сюда 250–270 тонн минтая, который будет выгружаться и поступать на стол как магаданцев, так и жителей центральных районов страны".
– С какими проблемами пришлось столкнуться вам, как руководителю, в путину 2014?
– В целом путина 2014 года достаточно организована, но, конечно, не обойтись без проблем, они есть всегда, и основная из них – кадровый голод. Нехваткой персонала сейчас вообще страдает в регионе не только рыбная отрасль, но и многие другие сферы деятельности. Каждый год суда становятся более современными, оснащаются новым электрооборудованием, компьютерами и спутниковой навигацией, поэтому требуются более квалифицированные кадры с высшим образованием. Сегодня нет профессиональных рыбаков, моряков, отсутствует командный состав, механическая группа.
Четыре высших учебных заведения в России (два вуза на дальнем востоке, а также в Санкт-Петербурге и Калининграде), которые проводят обучение по морским специальностям, не справляются с подготовкой кадров, да и люди с неохотой сегодня идут в эту профессию, где невысокие зарплаты, тяжелый труд, к тому же в большей степени вдали от дома (по полгода приходится жить на судах без каких-либо развлечений).
Несмотря на то, что сегодня мы обеспечены квотами, проблема кадров остается. Наверное, все-таки она связана с большими затратами на промысле рыбы и морепродуктов, поскольку, к сожалению, во всем мире, чтобы поддержать рыбную отрасль, действуют определенные льготы: компенсации стоимости топлива, орудий лова. В различных странах мира всячески поддерживают своего производителя, в России же все с точностью наоборот – у нас установлен налог на водные биологические ресурсы, стоимость топлива зашкаливает, не такие, как хотелось бы рыбакам, высокие зарплаты, поэтому сегодня рентабельность рыбного промысла достаточно низка.
– Как же ваши предприятия справляются с нехваткой кадров?
– Сегодня средний возраст капитана – 63 года, еще немного, и на флоте работать будет некому. Нам срочно необходимо решать эту проблему – когда-то у нас были мореходные училища, сегодня они стали структурными подразделениями высших учебных заведений, а в связи с этим мы потеряли профессиональное образование и не только в рыбной отрасли.
Сам я провожу профориентацию в нашем регионе, встречаюсь со школьниками и рассказываю о рыбной отрасли, и насколько она важна.
Сейчас решается вопрос о закреплении долей на 25 лет, и тогда мы сможем отправлять своих магаданских ребят в высшие и средние учебные заведения, выращивать себе кадров, ведь у нас будет уверенность в нашей работе, а когда наступает стабильность на предприятии, начинаешь думать о будущем. А когда каждый год меняются правила игры и нужно участвовать в аукционах и покупать квоты, то уверенности никакой нет.
Как отметил собеседник, сейчас компания направила письма в Крым с приглашением на работу, ведь полуостров стал территорией РФ, там всегда были сосредоточены крупные рыбные, транспортные компании.
– К сожалению, пока их паспорта не соответствуют российским паспортам моряков, поэтому мы обратились с просьбой в Минсельхоз как можно быстрее решить эту проблему, поскольку есть желающие работать у нас.
Нам приходится обращаться и в федеральную миграционную службу, чтобы нам разрешили привлекать для работы иностранных специалистов, может, это не совсем правильно, но кадровый голод у нас такой же, как и в других отраслях: горнодобывающей, строительной, и мы также вынуждены приглашать трудиться к нам другие национальности. Сегодня нам очень нужны технологи рыбного производства, работники механической службы, капитаны, командный состав, а в Магадане учат на экономистов, юристов и банковских работников, только вся наша ассоциация рыбопромышленников региона готова взять около 100 человек на работу, а специалистов нет.
– Готовы ли предприятия к стартовавшей лососевой путине, и ждать ли магаданцам повышения цен на морепродукты?
– В этом году объем вылова по лососевой путине очень маленький. Наша наука посчитала, что стада лосося сегодня находятся в очень депрессивном состоянии, поэтому выделила 1,6 тысяч тонн лосося и гольца в объеме чуть менее 2 тысяч тонн, которые распределятся между спортивным любительским рыболовством, малочисленными северными народностями, наукой, а промысловикам достанется совсем немного. Поэтому говорить о низкой цене на рыбу на прилавках магазинов не приходится – затраты для подготовки путины были весьма высоки, растет стоимость соли, электричества, дизельного топлива.
Если мы больше ловим рыбы на территории Магаданской области, то рыба будет в цене снижаться, если выделенные объемы небольшие, то ценана морепродукты с каждым годом будет расти.
Эти вещи, почему-то, никак не хотят понять те, кто занимается прогнозом, что необходимо учитывать и естественные запасы, чтобы они не были подорваны, но в тоже время нужно думать и о тех, кто связал свою жизнь с рыбалкой, ведь все, что мы делаем, идет на пользу жителям нашей страны. Если вспомнить прошлый год, то на промысле сельди, например, мы вообще понесли убытки: цена рухнула на сельдь до такого уровня, что при себестоимости ее в 18 рублей, мы вынуждены были реализовывать ее за 16 рублей. Поэтому все обвинения в адрес рыбака в том, что мы завышаем цены, неоправданы. Хотите знать, как же уровнять интересы рыбака и потребителя? Эти проблемы необходимо решать на государственном уровне, я говорил уже об этом не раз. Пока все и остается только разговорами, меры на законодательном уровне не принимаются, наши попытки достучаться до государства пока ни к чему не приводят.
– Неужели нет никаких положительных результатов? Диалог власти и рыбаков ни к чему не приводит?
Нет, конечно, есть и хорошие новости. Еще в 2013 году мы обратились к премьеру Правительства РФ с просьбой запретить ввоз некачественной рыбы из Китая, Вьетнама, Норвегии: запретить ввозить тилапию, норвежский лосось, который выращивается не в диком состоянии, как наш, несущий в себе все полезные микроэлементы, а с помощью комбикормов с добавлением ускорителей роста. И в прошлом году с установкой запрета моим предприятиям удалось на 40% больше поставить рыбы на российский берег, чем было поставлено в былые годы, ведь рынок открылся для нас. В 2014 году планируется еще больше увеличить поставки. Как показывает практика, весь минтай, который был выловлен в январе-марте был продан и поставлен на российский берег, ведь то некачественное, что приходило из других стран, заменилось своим хорошим товаром.
– Тем не менее, препонов для рыбаков сегодня хватает. Не так ли? Ведь уже на протяжении долгого времени так и не налажен контакт с пограничными службами...
– Да, пограничники – наша беда. Например, на Камчатке рыбаки почти дошли до забастовки, поскольку местные пограничники парализовали их работу. Страдают от них все рыбаки России, поскольку сегодняшние пробелы в законодательстве очень быстро используются пограничными службами.
Они не бегают за нарушителями, их можно увидеть сейчас и с помощью космических технологий, поэтому сегодня их цель – послушный рыбак, его можно штрафовать и он никуда не денется. Пересек границу – наказание.
На встрече с Дмитрием Медведевым в Магадане все губернаторы, собравшиеся в Правительстве Колымы, в один голос говорили об абсурдности наказаний со стороны таможенной службы. Только в 2013 году более миллиарда штрафов выписали пограничные службы по всей России рыбакам, это огромные деньги, которые рыбаки платят ни за что. Но самое главное, что большинство этих штрафов было опротестовано. Получается, если нарушение со стороны рыбаков карается жестко, то нарушение со стороны служб вообще никак не наказывается. А почему? Мы пытаемся изменить эту ситуацию, после приезда в Магадан премьера мы подготовили большое количество проектов, предложений по изменению федерального законодательства, они уже направлены в Госдуму и Правительство РФ. Эти изменения касаются электронного оборота документов. Вот, например, для ведения работы сейчас необходимо передать оригинал разрешительного билета, а в Магадане зимой этого сделать невозможно, поскольку море во льдах, суда не ходят, осуществить процедуру можно только через Владивосток, Корею, Америку, и что, оригинал будет идти два месяца? А ведь сегодня есть на судах спутниковая связь, компьютеры – можно спокойно воспользоваться этими благами.
Также нам приходится проходить контрольные точки и вести разгрузку в присутствии пограничника, хотя судно заходит в российский порт и досматривается там, так для чего нас караулит пограничник, чтобы помешать нам?
К сожалению, никаких изменений так и не произошло, даже после визита на Колыму премьера все осталось на своих местах.
Как подытожил Михаил Котов, колымчане в любом случае без вкусной свежей продукции не останутся.
– Мы делаем все, чтобы наши заводы по переработке продукции были обеспечены сырьем на 100%. Будет или нет терпуг, палтус, лосось – мы в любом случае, что не наловим, приобретем или выловим в других регионах: на западной Камчатке, Сахалине и обеспечим жителей продукцией. Также у на есть торговые партнеры, которые нам пишут заявки, и все они удовлетворяются, поэтому говорить о том, что чего-то не будет на магаданском рынке – не приходится. Мы заинтересованы в 100% его обеспеченности. Для завода нам требуется ежегодно 500 тонн лосося, около тысячи тонн сельди, порядка 50 тонн морской капусты, 100 тонн терпуга, палтуса, трубача около 20 тонн – это только для нашего завода, а чтобы обеспечить наших партнеров, дополнительную продукцию мы привозим на склады. Так в прошлом году мы привезли на российский берег и переработали через порт Магадана почти 8,5 тысяч тонн морепродуктов. Из них около 60% было продано за пределы региона, а около 3 тысяч тонн мы реализовали в Магаданской области.
Как писало ранее ИА MagadanMedia, общий рекомендованный объем добычи тихоокеанских лососей для региона в 2013 году составлял 6 тысяч тонн, кроме этого были определены рекомендованные объемы вылова гольца – 267 тонн и корюшки – 113 тонн. Для промышленного и прибрежного рыболовства в регионе было выделено 3,6 тысяч тонн горбуши, 1,2 тысяч тонн кеты, 46 тонн кижуча, 243 тонны гольца. Для любительского и спортивного рыболовства – 240 тонн горбуши, 106,5 тонн кеты, 32 тонны кижуча, 2,5 тонны нерки, 5,5 тонн гольца. Для традиционного рыболовства коренных малочисленных народов Севера было выделено 397 тонн горбуши, 191 тонна кеты, 35 тонн кижуча, 23 тонны гольца.