Общество. 11 ноября, 15:00
Человек-сканер. Фото: Елена Деревянко
Блоги на MagadanMedia

Человек-сканер: Философия лучшего места

Елена Деревянко – в блоге ИА MagadanMedia

11 ноября, MagadanMedia. Ты должен найти решение в себе самом

— почувствовать, что будет правильно.

Научись доверять себе.

Дэниел Киз

"Цветы для Элджернона"

Пролог

Молодая женщина 37-ми лет. Родилась в Ташкенте. Её привезли в Магадан в возрасте пяти лет. Тут, почему-то, у меня просится фраза типа: "и Магадан стал её домом". Но – отнюдь. Таня сама мне говорила, что это место никогда не было для неё родным, пусть она и прожила здесь всю свою сознательную жизнь. И я ей верю, особенно, когда вижу её сметанно-довольное выражение лица после рассказов о детских воспоминаниях, о жарких летних днях в Ташкенте, о доме, в котором она жила. Таня мечтает уехать из Магадана. Она художник. Творческий человек, который по причине "так уж сложилось" пошёл учиться туда, куда родители сказали, не смог работать по профессии и 10 лет находился в сфере торговли за прилавком. Когда она снова и снова начинает рассказывать мне про своё "десятилетие продавца", всегда добавляет в конце — "я здесь задыхаюсь".

Недолго думая, собрать вещи в рюкзак, рвануть в большой город и найти себе работу в творческой сфере – такая авантюра была бы для неё отличным решением, если бы только Тане не нужно было совершенно одной воспитывать и поднимать 9-тилетнюю дочь. И вот, бывало, шли мы с ней по улице и нет-нет, да и начинали в сотый раз страдальчески сусолить и мусолить тему переезда из Магадана. Далее – тему отсутствия здесь работы и возможности реализации для творческих "непризнанных гениев", на тему погодных спартанских условий, албанских цен на еду, билеты, жильё, коммуналку и так далее и тому подобное. Вы все прекрасно знаете, какими могут быть подобные разговоры и, готова поспорить, бывало и сами в таких участвовали. Типичная трескотня магаданцев, перемывающих кости города, подвела меня к написанию этой статьи. Она больше похожа на философский поток сознания, который в конечном итоге сведётся к единственной и простой сути.

Часть 1. Точка опоры

Для меня не всегда представляется возможным конструктивно и ясно выразить свои мысли и переживания по тому или иному поводу. По большей части из-за того, что они – вам и не снилось как – хаотичны. Это сродни миллионам светящихся частиц, летающим в моей голове – прочувствовать и изобразить их в виде рисунка могу, а вот со словестным описанием имеются реальные проблемы. Даже сейчас, сидя за ноутбуком и отвлекаясь периодически на кружку кофе, я могу по 5-10 минут пялиться в экран, прежде чем соберу в своей голове необходимые ощущения, образы, слова и составлю всё это в одно предложение.

Подобная особенность моих мозгов, в которых витает дух творческого хаоса, является одной из причин, по которым я люблю кино. Фильмы с пометкой "избранное", которые с удовольствием пересматриваю из раза в раз, являются отражением или продолжением многих моих размышлений на всевозможные жизненные темы. Это похоже на то, как если вы что-то чувствуете и понимаете, а за вас эти чувства и умозаключения описывает словами кто-то другой.

К чему это всё?

Из-за практически каждодневных разговоров с Таней, начинка которых на 50 процентов состояла из обсуждений и хаяний Магадана, в моей голове появилось новое скопище частиц-мыслей на эту тему. Всё лето они варились в моей голове, перемешивались между собой, слипались и снова разлипались, плодились и размножались. В определенный момент я поняла, что уже не могу их игнорировать и, во что бы то ни стало, должна их выразить. Но для этого требовалась точка опоры, от которой можно оттолкнуться и запустить механизм, после чего пальцы рук будут лихо отстукивать по клавиатуре.

Той самой необходимой точкой стали для меня два шикарных фильма из моего списка "избранное". Я расскажу вам о них и, может быть, после моих (уж, простите) спойлеров вы захотите перейти к скачке и просмотру, дабы понять и ощутить в полной мере то, о чем я пытаюсь сказать в этой статье.

Часть 2. Кладбищенский союз

Действие происходит в маленьком, неперспективном и совершенно обычном городке Сэмэтри летом 1973-го года. Многие жители и в особенности молодежь, считают это место затхлым болотом, сидя в котором можно пропустить всё веселье, происходящее в мире. Перед нами предстают три молодых парня, три друга, которые почти всё свободное от работы время проводят вместе, шляются по барам и ввязываются в переделки. Брюс — заядлый зачинщик драк, работает на заводе, ненавидит отца и постоянно твердит о том, что когда-нибудь свалит из "этой дыры". Шнобель – наивный и слегка глуповатый толстяк. Постоянно переживает по поводу отсутствия женского внимания к своей персоне, хоть и знает, что симпатичен одной девушке, работающей в местной забегаловке. Писаной красавицей её не назовёшь, но она милая и добрая. Однако Шнобель не хочет "снижать планку". Фрэди – добродушный парень, который загорелся идеей достижения успеха. Он не желает подобно отцу батрачить за гроши на заводе и поэтому устраивается работать в страховое агентство "Недрёманое око", специализирующееся на страховании жизней. Фрэди мечтает о том, что когда-нибудь будет жить в роскоши, иметь собственный особняк и разъезжать по городу на крутой тачке.

Так продолжается размеренное течение жизни в Сэмэтри. Каждый точно знает, чего хочет и продолжает себе тихо об этом мечтать: уехать, разбогатеть, найти себе девушку красотку.

Всё меняется в один из дней, когда Фрэди навещает пожилую семейную пару, некогда купившую у него страховку. После этой короткой встречи все его недавние представления о жизни, к которой он так стремился, рушатся и Фрэди решает уехать, прихватив с собой своих друзей. Брюс с 15-ти лет мечтал "свалить", но ему не хватало смелости сделать это в одиночку, а для Шнобеля перспектива знакомства с иностранками, которые не поймут ни слова из его глупых шуток, была реальной возможностью наконец так и завести себе подружку.

Как гласит старинная арабская поговорка: "Брось своё сердце впереди себя и беги за ним". В контексте фильма это выражение даёт понять одну интересную вещь. До определённого ключевого момента люди могут быть железно уверены в том, что хотят того или иного, и что именно это "то" или "иное" — их судьба, их счастье или их МЕСТО. Но когда тот самый момент наступает, когда сердце брошено вперёд и показывает тебе совсем не то, о чём ты якобы мечтал – вот тогда ты и понимаешь свои истинные желания и видишь настоящего себя.

Так и случилось с героями этой кинокартины. Фрэди бредил карьерой и успехом, но в итоге сорвался и поехал колесить по миру. Брюс узнал нечто важное о своём отце, после чего ненависть абсолютно исчерпала себя точно так же, как и мнимое желание покинуть Сэмэтри. Он решил остаться с отцом. Ну а Шнобель осознал, что та самая, не богиня и не супер-тёлочка, просто хорошая девушка, которая готова принять его таким, какой он есть – здесь, В ЭТОМ ГОРОДЕ, прямо у него под носом. И вот – Шнобель тоже остаётся, ведь завтра у него свидание. Правда, зачем уезжать из этого захолустья, если здесь находится то, что тебе действительно нужно? И в то же время, к чему оставаться, если на этом месте тебя ничего не держит?

Часть 3. Самый лучший бар в Америке

Сандэрс – молодой мужчина, участник и ветеран войны, согласился на весьма неординарную работу: написать путеводитель баров с описанием всех баров и таверн Запада. У него есть раритетный байк 1960-го года, на котором он передвигается от места к месту, рассекая горячий ветер дороги, лежащей прямо посреди пустыни.

Подобная работёнка стала для него неплохой возможностью ввязаться в интересное и непредсказуемое путешествие, возможностью разобраться со своими воспоминаниями о бессмысленности и жестокости войны, которая разрушила его душу. Разъезжая от одного населенного пункта к другому, Сандэрс говорит о сути бара, таверны или паба как о месте, где каждый может найти что-то для себя, забыть о всех своих бедах, скрыться от всего мира.

Работа над путеводителем продвигается, но далеко не стремительно. Возможно потому, что (как говорит сам герой фильма): "Я пишу не о том, что у меня в голове, а о том, что происходит в этих барах". И вот Сандэрс сидит за очередной барной стойкой, сосредоточенно печатает и потягивает виски. К нему подсаживается пожилой мужчина и начинает простецки докучать расспросами о том, что же он там пишет. Начинается диалог, в котором Норсвэй (так зовут мужчину), произносит одну из ключевых фраз фильма: "Твои мысли создают этот бар, а не наоборот". Эти слова пронизывают своей смысловой нагрузкой всю предстающую перед нами историю опустошения, бегства, поиска, обретения себя и, что немаловажно – обретения дома.

Сандэрс прощается с Норсвэем, но через какое-то время, после крепкой попойки на могиле Хемингуэя, встречает его снова и они отправляются вместе на Север. С того момента, Норсвэй становится кем-то вроде духовного наставника для потерявшегося в жизни парня, помогает ему прийти к осознанию себя и простых истин.

— Мы сами творим свою реальность, Сандэрс. Когда я представляю свою идеальную жизнь, мой идеальный день, мою идеальную женщину, мой идеальный бар, то в итоге я это же и получаю. Совершенство. Это срабатывает практически каждый раз.

— А я всё думаю о том, что я в полной заднице.

— Если ты так будешь думать и дальше, то так оно и будет.

Путешествие с мудрым стариком, который успел стать и хорошим другом для Сандэрса, помогло ему оставить своих "призраков прошлого" и осознать чего он хочет в своём настоящем, в каком месте и с кем он хочет быть, и где его тот самый лучший бар в Америке.

Эпилог

19-го октября опубликовала у себя на странице в VK опрос, что-то в роде "Кому в Магадане жить хорошо?"/"Побег из Магадана". На момент 9-го ноября 2017 проголосовало 113 человек. Не много, но уж как есть. Вот какая картина получилась:

1. Здесь мой дом – проголосовали 45 человек.

2. Хочу уехать — проголосовали 46 человек.

3. Затрудняюсь ответить — проголосовали 22 человека.

Сначала, в дополнение к незамысловатому опросу, хотела разработать какую-нибудь анкету, в ней опрашиваемые могли бы развернуто описать причины, по которым они остаются здесь или уезжают с концами. Но – мне было лень. Или (сказать более точно) – мне эта затея показалась абсолютно бессмысленной. Сколько магаданцев, столько и причин. Да и сам опрос дал увидеть то, что и так было ясно как белый день: дело не в Магадане, этот город далеко не самый лучший на земле. В прочем, как и любой другой. Всё дело в нас и в том, чего нам собственно надо?

Я знаю людей, которые уезжали навсегда, но вернулись (при чем, это возвращение в "город ветров" ничуть их не удручает); знаю тех, кто при достаточно большом доходе позволяет себе путешествия по миру и отпуск по нескольку раз в год, но при этом всегда возвращается ДОМОЙ; знаю также тех, кто считает Магадан родным местом, но всё же при первой возможности собирается перебраться в ЦРС. Остаются потому, что им попросту здесь комфортно или потому, что нет возможности, да и некуда. Уезжают потому, что находят что-то лучшее или только собираются искать. И вот так можно перечислять до бесконечности.

Сводя прочитанное к единственной и простой сути, сравните тот самый заурядный городок Сэмэтри и Магадан. Точно так же, как Фрэди, Брюс и Шнобель — бросив своё сердце впереди себя, кто-то из нас уедет, а кто-то захочет остаться. Однако, при любом раскладе, важно помнить:

Не стоит искать лучший бар или лучшее место. Оно там, где ты находишься прямо сейчас.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia