Стивен Денглер, который останавливался в Магадане во время своего кругосветного путешествия, не только первый канадец, облетевший земной шар на вертолете, но и успешный бизнесмен. На своей страничке в Facebook он называет себя "сооснователем XE, инвестором, продюсером, авиатором, гиком". Оказалось, что XE это сайт, позволяющий мгновенно узнать курс доллара, йены и любой другой валюты. Создатель финансовой империи, сайт которой входит в топ-500 самых посещаемых в мире, как никто должен разбираться в секретах бизнеса и последних тенденциях мировой экономики. Историю становления крупнейшего онлайн-конвертера и размышления Стивена о заметных западных бизнес-трендах, которые вскоре могут затронуть и магаданцев, предлагает вниманию искушенных читателей ИА MagadanMedia.
Напомним, Стивен и его отец Боб этим летом отправились в кругосветное путешествие на вертолете. А когда экипаж задержался в Магадане из-за нелетной погоды далее по маршруту, мы пригласили Стивена в гости к нам в редакцию. Тогда-то канадский бизнесмен и рассказал ИА MagadanMedia о том, что общего у его компании XE и яблони, и почему, несмотря на большие прибыли, ему пришлось продать бизнес.
Об XE
Самое лучшее время, чтобы начать свое дело, по мнению бизнесмена Стивена Денглера, — сейчас.
Когда я занялся бизнесом, было очень сложно настроить компьютерную сеть. Почти год мы потратили на это в 1995-м. Для того, чтобы только завести электронный ящик, мне понадобилось 4 месяца. Сейчас все это можно сделать за минуты и бесплатно, например, зарегистрировать имейл от Google.
Я всегда знал, что хочу создать компанию. С детства я наблюдал, как отец занимался бизнесом, это меня вдохновило. Мне казалось, что это самое интересное, что можно делать в жизни.
Я обратился к другу, мы с ним были выпускниками университета, и предложил начать свое дело. Мы тогда были очень наивные и еще понятия не имели, чем собираемся заниматься.
Стивен в представлении Майкла Фёрмана. Фото: С официальной страницы Стивена Денглера в Facebook
Интернет тогда только появился, и мы начали работать в этой сфере. Мы попробовали многое, но в конце-концов стали делать веб-сайты. Мы хотели показать людям, что это не просто статичные страницы с информацией. Однажды я сделал конвертер валют, у которого можно было спросить: "Эй, сколько будет 5 тысяч рублей в долларах?", — и он бы ответил. Это был один из первых интерактивных сайтов.
Люди заинтересовались, начали им пользоваться, но, как зарабатывать на этом, мы еще не знали. Как перевести этот трафик в деньги?
Мы с другом понимали, что вскоре что-то из этого выйдет и решили продолжать. Это стоило нам больших денег: с 1995 по 2005 мы потратили на содержание сайта пару миллионов долларов. То есть, из другого выгодного бизнеса мы переводили деньги в пока неприбыльный конвертер, чтобы поддерживать его.
Мои любимые воспоминания о компании, которую мы назвали XE , приходятся на то время, когда мы были размером с комнату и штат у нас был 5-10 человек, а не когда нас стало 200. Пока твой бизнес маленький, ты можешь делать, что хочешь. А когда ты директор компании стоимостью 50 млн долларов, у тебя связаны руки, ты не так мобилен, как раньше.
Мы меняли рынок. Раньше люди могли только узнать, по какой цене покупают и продают валюту, и то, только в банке, но средний по рынку курс узнать было негде. Нашей целью было предоставить потребителям полную прозрачность в валютных операциях, причем бесплатно.
XE.com. Фото: ИА MagadanMedia
Примерно также, как яблоня, поступали и мы делали на заре своей деятельности. Очень много информации мы предоставляли бесплатно, и когда людям нужно было совершить какие-то финансовые операции, они пользовались именно нашими услугами, потому что уже доверяли нам. Сайт был тем самым фруктом, а семечком — наше имя XE, которое застревало у людей в головах.
Когда мы продали компанию в 2015 году, у нас было от 200-т до 300-т млн пользователей по всему миру. Мы зарабатывали где-то около 10-12 млн долларов в год. Те деньги мы получали с онлайн-рекламы и сервисов хранения информации, но мы хотели проводить серьезные финансовые операции с той клиентской базой, которую мы наработали, а для этого нужно было получить множество разрешений. Если бы у нас это получилось, мы зарабатывали бы по 50-60 млн в год.
Мы уже все подготовили для валютных операций, дело оставалось за лицензией, поэтому за XE нам дали баснословную сумму c девятью нулями, это при том, что мы начинали в подвале почти без денег. И так как у нас за все это время не добавилось новых учредителей, я и мой друг просто разделили полученные деньги пополам.
Продать компанию же нам пришлось потому, что мы дошли до некоторого предела. Банки начали осознавать опасность таких компаний, как Xe, и стали очень агрессивными. Мы же как раз выходили на новый уровень, а без сотрудничества и одобрения банков, у которых мы таким образом отбирали хлеб, это было невозможно. Чиня нам препятствия они нарушали закон, но доказать это было очень сложно. С одной стороны, крупные банки можно понять, они не хотят поручаться за неизвестную компанию — вдруг они отмывают деньги или того хуже — спонсируют террористов. Однако 90% их отказов происходили из-за стремления не допустить нового конкурента.
И мы нашли решение. Мы продали XE крупной компании из Канзаса, которая пообещала не менять нас кардинально. Мы стали частью успешного холдинга с банковской лицензией и обширными связями, но, тем не менее, сохранили свою самостоятельность.
Около офиса XE. Фото: С официальной страницы Стивена Денглера в Facebook
Я предприниматель до мозга костей, и хотел бы сам управлять своим бизнесом до конца жизни. Но я не глуп, я видел, что ситуация меняется, и пришло время продать XE
Очень многие компании упустили свои шансы, например, браузер Netscape. Microsoft предлагала купить их технологию, те отказались. И очень скоро самым популярным стал Internet Explorer, и Netscape канул в лету. Мы не хотели такой судьбы для себя. Не просто же так мы строили Xe столько лет. Сделай мы неправильный выбор, мы стали бы историей.
Об Uber — они ужасные
Типичный пример игрока нового типа экономики — gig-economy, основанной на аренде вместо владения, — компания, создавшая мобильное приложение для вызова такси и работающая с водителями-фрилансерами, Uber. Я не думаю, что она стоит и цента. Ее активы оценивают выше, чем всех авиаперевозчиков США. Но у этой компании нет никакого имущества, водители на них не работают…
Через пять лет их не будет. Это совсем не прибыльно. Я ненавижу Uber всем сердцем, и поэтому пользуюсь их услугами. Стоимость поездки у них ниже, чем у обычных такси, потому что ее спонсируют инвесторы на 68%. На самом деле, она не приносит столько прибыли, сколько необходимо, чтобы продолжать нормально функционировать дальше. Используя их, я их разоряю.
У Uber получилось так высоко подняться, потому что у такси в свое время не было технологий для вызова машины онлайн. "Я в баре, хочу домой. Мне все равно как. Если бы на телефоне была кнопка "Пойти домой", я бы ее нажал", — и это примерно то, что дает Uber.
А сейчас и такси можно вызвать одним кликом, но в отличие от Uber, они прибыльны, и работают по правилам.
Стивен в представлении Майкла Фёрмана. Фото: С официальной страницы Стивена Денглера в Facebook
Будущее Amazon
Другие игроки gig-economy — монополии. Хотя, монополисты приходят и уходят. Например, Micrоsoft когда-то была единственной на рынке операционных систем, Google тоже когда-то считали монополистом, разумеется, она еще велика, но уже не настолько.
В США и Канаде популярен интернет-магазин Amazon, но у этой компании будет единственная монополия — на облачные хранилища. Amazon уже почти вычеркнул людей из уравнения своего бизнеса, и в скором времени они будут использовать полностью автоматизированных дронов, пользующихся данными из cloud-хранилища и моментально доставляющих заказы.
Это случится где-то через 5-10 лет.
А пока компании, занимающиеся доставкой, празднуют, что их взяли в долю. Но Amazon не хочет посредников, и скоро исключит их.
XE признали одним из 50 лучших предприятий малого и среднего бизнеса по условиям труда в 2014 году. Фото: С официальной страницы Стивена Денглера в Facebook
Почему в России и Канаде живется лучше, чем в США
Раньше работники фирм получали неплохую стабильную зарплату и были уверенны в завтрашнем дне. Этот порядок начинает постепенно меняться. Хотя, это пока не так заметно в странах, где медицинскую страховку предоставляет государство.
В США же, где страховку может дать только работодатель, и то минимальную, положение простых американцев сейчас стремительно ухудшается. Ведь их страна вступает в фазу совместного потребления в экономике, пожалуй, активнее, чем какая-либо другая.
Например, возьмем американца, который возит людей для Uber, и вдруг заболевает. Uber ему ничего не должен, ведь тот был фрилансером. Он перестал выполнять свою работу, значит, перестал получать деньги, не говоря уже о больничных выплатах. "Попал" этот человек, его семья, все, кто от него зависит. А в Канаде или России он мог бы просто пойти в больницу и получить необходимое лечение.
В штатах меня часто называли социалистом или коммунистом. В каком-то отношении это так. Я думаю, что система обязательного медицинского страхования работает только тогда, когда вкладываются в нее все. Если кто-то вдруг скажет: "Нет, это несправедливо, что 95% здоровых платят за 5 % больных", — все обрушится. У нас же не появляется сомнений о необходимости платить налоги и содержать полицию или пожарных. Мы не говорим: "Мы будем платить, только когда наш дом загорится". Будет уже поздно. И мы это понимаем.
Или например дороги. Те, кто заплатил за них, будет ездить, а те, кто не может себе этого позволить — нет? Кстати, я не фанат платных дорог. И если бы все они были платными, как бы это работало?
К сожалению, в США никогда не введут обязательное медицинское страхование. Слишком много денег там зарабатывают больницы на лечении. Больше, чем в Канаде и России.
"Сколько же я заплачу за лечение? Наверное, мне нужно продавать свой бизнес", — типичная причина краха небольших компаний в Америке.
О планах
Я старше, чем думают окружающие. Мне 48, но я полон энергии, на свой возраст не выгляжу и не чувствую себя 48-летним. Возраст — это всего лишь цифра.
Сейчас я счастлив: летаю по миру с отцом, вкладываю деньги в шоу своей сестры, у меня есть компания в Испании, и я финансирую создание компьютерных игр и фильмов в Голливуде (не мировых блокбастеров, но тоже достаточно заметных).
Заработал или потерял — я уже не беспокоюсь, в основном это все ради развлечения. Я даже представить не мог, что у меня когда-нибудь будет столько денег
Конечно, когда я продюссирую что-то, мне предлагают в этом поучаствовать. Я снялся в сериале "Звездный путь продолжается". Еще у меня есть свой персонаж в Fallout, Assasin"s Creed и других играх. Если вы нашли героя по имени Dracogen, то знайте, его прототипом был я.
По возвращении из кругосветного путешествия я планирую создать еще одну компанию. Эту идею я вынашивал несколько лет, и мое новое детище будет просто огромным, массивнее, чем XE.
Интервью для журнала PC Gamer в офисе Double Fine. Фото: С официальной страницы Стивена Денглера в Facebook
Советы для тех, кто хочет заниматься бизнесом
Слушать. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно понимать, чего хочет потребитель. Не думать, что сами лучше знаете, а послушать его, отбросив личную заинтересованность. Вообще, у людей есть потрясающая способность не слышать то, что они им не нравится.
Вести рынок. При этом нельзя давать людям только то, что они просят — компания не будет развиваться. К тому, что нужно потребителю, следует добавить того, что любите вы. Другое дело, когда вам приходится вести рынок. Когда вы первый в этой отрасли, и потребители еще не знают, что хотят вашу продукцию, пока не попробуют ее.
Разработать программу. У бизнесмена обязательно должна быть программа. Лучше, чтобы она была небольшая (не на 15 строк), значит, выполнимая; и опровергаемая. Например, ваша цель — рассказывать о событиях в Магадане лучше всех. Это невозможно подтвердить или опровергнуть, потому что нельзя измерить. Возможно, вы думаете, что так и есть, а читателям так не кажется. Если вы поставите себе опровергаемую цель, вы сразу будете понимать, что провалились, выполняя ее. И будете честны сами с собой.
Программа, или так называемый mission-statement, нужна еще и затем, чтобы ваши сотрудники понимали для чего они каждый день приходят на работу, чтобы они мыслили в том же русле, что и вы.
Так, у XE в первые годы, после того, как мы определились, что делаем, текучки кадров почти не было. Работники с момента основания компании и в течении более 10 лет понимали, куда нужно двигаться, и без сожаления вкладывали свой труд в ее развитие.
Могу сказать так, даже плохая программа лучше, чем ее полное отсутствие. Ведь не у всех бизнесменов есть mission-statement, и это главная причина их неудач.
Найти свое. Когда вы поймете, в чем ваша "фишка", ее можно будет уже даже не скрывать, ведь то уникальное, что у вас есть, скопировать ни у кого не получится.
Почитать. Рекомендую начинающим бизнесменам и всем интересующимся прочитать "Легко не будет" Б. Хоровица ("The Hard Thing About Hard Things"). Мне она очень помогла.
Справка: XE (Икс И)— интернет-компания, предлагающая онлайн-конвертер и информацию о курсе валют, а также международные денежные переводы. В начале 2013 года XE вошел в топ-500 сайтов всего мира по трафику и в топ-100 сайтов Ирландии, Южной Африки и ОАЭ. Ежегодно XE.com посещают 275-ти миллионов уникальных посетителей.
Amazon.com, Inc. (Амазон) — американская компания, крупнейшая в мире по обороту среди продающих товары и услуги через Интернет и один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров массового спроса.