Политика. 12 июля, 10:20
Сергей Абрамов. Фото: Пресс-служба Магаданской Облдумы

Сергей Абрамов: Отработка отходов – это чистый "старательский фарт"

О поправках в закон "О недрах", экологии и лекарствах рассказал в интервью председатель колымского заксобрания

12 июля, MagadanMedia. Председатель колымского заксобрания Сергей Абрамов выступил инициатором внесения поправок в федеральный закон "О недрах". Изменения предполагают введение упрощенной процедуры отработки полезных ископаемых из отходов. Кроме того, в рамках пленарного заседания первой совместной выездной сессии Межпарламентского объединения "Парламентская Ассоциация Северо-Запада России" и Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", которое прошло 5 июля в Благовещенске, законодатели обсудили 12 вопросов. Какие темы вызвали самые горячие споры и к чему в итоге пришли участники, Сергей Абрамов рассказал в интервью, сообщает ИА MagadanMedia.

— Сергей Васильевич, Вы выступили инициатором внесения поправок в федеральный закон "О недрах". Расскажите, в чем его суть и как отнеслись коллеги к Вашему предложению?

— Магаданская область является бесспорным лидером в вопросах совершенствования законодательства в сфере недропользования. Сейчас мы предлагаем повысить эффективность отработки полезных ископаемых из отходов, сформированных в процессе добычи. На территории Магаданской области в 1940 году было добыто более 80 тонн золота – рекордный показатель за всю историю. Но тогда использовался исключительно мускульный труд – тачанки, кирки, лопаты и деревянные промывочные приборы, которые не обеспечивали качественное извлечение золота. Когда едешь в Якутию по федеральной трассе то с обеих сторон можно увидеть "лунные пейзажи" отвалов. В этих техногенных россыпях содержится огромное количество золота, но сегодня его нельзя извлекать и добывать, так как это государственные запасы. Нужно проходить все необходимые процедуры на получение права пользования участками недр. На то, чтобы эти отходы повторно вовлечь в оборот уходит 2,5 года.

В отходах может быть заключено до 30% запасов полезных ископаемых первичного месторождения и многие горнодобывающие предприятия готовы пойти на некоторый риск и начать проектирование работ по добыче в соответствии с лицензией на пользование недрами без геологоразведки и госэкспертизы запасов.

Это чистый "старательский фарт" — на отходах можно что-то заработать, а можно прогореть.

Мы предлагаем упростить процедуру получения права на отработку отходов – в частности, исключить необходимость участия в конкурсах и аукционах на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр, освободить недропользователей от обязательного геологического изучения недр в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией. Также считаем, что для отработки отходов можно исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых.

Наше предложение было поддержано всеми членами Парламентских ассоциаций. Проект решения будет направлен председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Мы рекомендовали внести поправки в законы "О недрах" и "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Кроме того, Министерству финансов РФ было рекомендовано разработать проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации" в части установления нормативов распределения разовых платежей за пользование недрами в размере 50% – федеральному бюджету, 50% – бюджету субъекта страны.

— Сейчас актуальной является тема участия недропользователей в социально-экономическом развитии территорий. Об этом тоже говорили на заседании?

— Да, такой вопрос также был в повестке. В частности, обсуждали деятельность горнодобывающих предприятий, которые работают в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сегодня субъекты фактически отстранены от принятия решений в сфере недропользования. Было предложено установить обязательные условия участия недропользователя в социально-экономическом развитии территорий для обеспечения прав граждан на равный и справедливый доступ к природным ресурсам.

— Какие еще вопросы, касающиеся жизни в северных регионах России, были затронуты?

— Мы обсудили целый блок таких тем. В частности, говорили о государственных гарантиях и компенсациях для жителей Крайнего Севера и приравненных местностей. Состояние современного законодательства в данной сфере вызывает огромное количество вопросов. Действовать необходимо вдумчиво – направление это очень социально чувствительное. Мы категорично высказались за сохранение существующих гарантий и, более того, за то, чтобы государство взяло и на себя ответственность за предоставление этих гарантий и компенсаций.

Как было отмечено, чтобы уровень заработной платы северян был достойным, необходимо законодательно исключить нормы, позволяющие при установлении минимальной заработной платы в субъекте включать в нее компенсационные и стимулирующие выплаты.

Прозвучало предложение вернуть ранее отмененные льготы для работающей и проживающей на Севере молодежи до 30 лет, а также предусмотреть льготные сроки выхода на пенсию некоторым категориям работников: зоотехникам, ветеринарным техникам, ветеринарным фельдшерам, работающим непосредственно в оленеводческих бригадах до 10 месяцев в году. Сейчас мы будем разрабатывать ряд предложений по данному вопросу, которые будут объединены в общую концепцию повышения привлекательности северных территорий.

— Сергей Васильевич, что касается других тем, то что вызвало наибольшие споры?

— Мы обсуждали разнообразный круг вопросов. Говорили и о материнском капитале, и об обеспечении лекарствами жителей, страдающих редкими заболеваниями, но самая жаркая дискуссия развернулась вокруг экологических проблем.

Наиболее основательно развитием концепции природоохранной деятельности занимаются в Татарстане и Якутии – субъекты разработали и приняли природоохранные кодексы. Остальные же сейчас заняты подготовкой к работе региональных операторов по утилизации твердых коммунальных отходов. Они должны приступить к обязанностям в 2019 году, но в большинстве регионов только приступили к приведению в соответствие всем требованиям законодательства муниципальных свалок.

Выездная сессия

Выездная сессия. Фото: Пресс-служба Законодательного собрания Амурской области

О ситуации в своих субъектах говорили руководители законодательных органов республики Бурятия, Еврейской автономной области, ряда регионов северо-запада России. Я рассказал коллегам о реализации программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Магаданской области на 2015-2020 годы", которую мы обсуждали на июньском заседании Думы в рамках "парламентского контроля". Сегодня все городские округа получают стабильное финансирование из колымской казны. В прошлом году разработали проектно-сметную документацию для новых полигонов и выбрали места их размещения. Также выделили средства на приобретение оборудования для термического уничтожения различного типа отходов, что даст возможность снизить нагрузку на свалки. Теперь важно, чтобы руководство округов выполняло условия заключенных соглашений по реализации программы, а федеральные органы исполнительной власти обратили внимание на то, что для своевременного начала работы регионального оператора по утилизации ТКО необходимо включение субъектов в государственные программы поддержки.

— Какое совместное решение этих проблем удалось найти?

— Мы решили обратиться в Госдуму с предложением внести изменения в федеральные законы "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях конкретизации полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами. В Правительство страны мы обратились с просьбой расширить перечень субъектов, включенных в приоритетный проект "Чистая страна" или разработать отдельную федеральную целевую программу, предусматривающую строительство полигонов, мусороперерабатывающих комплексов, ликвидацию объектов накопленного экологического вреда.

— Насколько известно, еще одной общей проблемой российских субъектов является недостаточно эффективная реализация законов об административных правонарушениях. Что говорят об этом другие парламентарии?

— Да, действительно, об этом говорили все представители заксобраний. Требование о заключении соглашения между МВД России и органами исполнительной власти субъектов о передаче полномочий по составлению протоколов сегодня закреплено федеральным законодательством. На протяжении более чем 2,5 лет действия нормы соглашения не заключаются по различным организационным, финансовым и правовым причинам. Руководство только трех регионов заключило соответствующие соглашения с МВД. На остальных территориях отсутствие документа тормозит решение вопросов привлечения ответственности за административные правонарушения.

Для решения данной проблемы мы предложили внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, наделяющие полицейских полномочиями по составлению протоколов. При этом считаем, что необходимость заключения при этом соглашений с Министерством внутренних дел России нужно исключить.

— Сергей Васильевич, как в целом оцениваете такой совместный формат работы?

— Две Парламентские ассоциации впервые собрались вместе и, думаю, это хорошая практика. Мы смогли обменяться мнениями по различным темам, наладить контакты для будущего взаимодействия. Что на Северо-Западе, что на Дальнем Востоке проблемы несовершенства законодательства схожие и все мы преследуем одну общую цель – сделать жизнь на своих территориях более комфортной.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia