Эдуард Берзин
Фото: из соцсетей

Трест Дальстрой был создан решением ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1931 года

Вспоминаем о ключевых моментах истории государственного треста по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы

Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы, получивший сокращенное название "Дальстрой", был создан решением ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1931 года и постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) СССР от 13 ноября 1931 года. Основной задачей организованного гостреста стала добыча полезных ископаемых и, в первую очередь, — золота, что придавало Дальстрою исключительное значение. Предполагалось комплексное освоение, включение в единый народнохозяйственный комплекс страны ранее необжитых территорий как крупнейшего поставщика валюты для осуществления планов индустриализации. ИА MagadanMedia вместе с магаданской библиотекой имени Александра Пушкина вспомнили, как проходило освоение Северо-Востока СССР.

Эдуард Петрович Берзин

Эдуард Петрович Берзин. Фото: Из архива Василия Образцова

За годы существования Дальстроя его руководителями были шесть человек. Первым был назначен бывший сотрудник спецотдела ВЧК-ОГПУ СССР и начальник строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината на Северном Урале Эдуард Берзин (ноябрь 1931–декабрь 1937). После его ареста и расстрела последовали: Карп Павлов (декабрь 1937–октябрь 1939), Иван Никишов (ноябрь 1939–декабрь 1948), Иван Петренко (декабрь 1948–июль 1950), Иван Митраков (сентябрь 1950–февраль 1956), Юрий Чугуев (февраль 1956–июнь 1957).

Никишов Иван Федорович

Никишов Иван Федорович. Фото: Из архива Василия Образцова

4 февраля 1932 года руководство треста во главе с Эдуардом Берзиным на пароходе "Сахалин" прибыло в бухту Нагаева. Территория, выделенная в район деятельности Дальстроя, составила около 450 тысяч кв. км. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР, на гострест 29 июля 1936 года была возложена задача охватить к 1940 году геолого-разведочными работами весь район бассейна Колымы, часть бассейна Индигирки, между устьями рек Эльген и Момы, а также бассейны главных притоков Индигирки.

В 1939 году Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы, в 1940-м — бассейн реки Анадырь, а в 1941 году на основании постановления СНК СССР от 29 марта — побережье Охотского моря от Пенжинской губы до Охотска и весь бассейн реки Яны. Таким образом, территория деятельности Дальстроя к началу Великой Отечественной войны увеличилась до 2,3 млн кв. км и продолжала увеличиваться.

С 1932 года гострест "Дальстрой" находился в непосредственном подчинении СТО СССР. В марте 1938-го он был передан в ведение НКВД СССР и преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС). С этого времени должность руководителя Дальстроя стала именоваться "начальник", а не "директор". Административно Дальстрой входил в состав сначала Дальневосточного, а с 20 октября 1938 года — Хабаровского края, но практически оставался особой административно-территориальной единицей. На его территории функции советских и партийных органов или вообще не существовали, или были сильно ограничены.

С самого начала деятельности Дальстроя его основной рабочей силой были заключенные Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей — Севвостлага. Организованный приказом ОГПУ СССР № 287/с от 1 апреля 1932 года, он просуществовал четверть века, и через его лагерные подразделения прошли десятки тысяч незаконно репрессированных. В 1932 году в Севвостлаге содержалось 9 928 заключенных, в 1940-м — уже 176 685. С этим фактом во многом была связана вся деятельность Дальстроя. Только за предвоенные годы в экстремальных северных условиях руками заключенных и вольнонаемных были построены город Магадан, порт Нагаево, около ста различных поселков на территории Колымы, Чукотки и в Якутии, проложены 3,1 тысячи км дорог, в том числе более чем 650 км знаменитой Колымской трассы, введены в строй линии электропередачи, электростанции, автобазы, аэродромы, организовано более десяти совхозов, десятки колхозов, несколько рыбпромхозов и свыше 300 подсобных хозяйств. Кроме того, в Приморье функционировало еще пять совхозов и Владивостокская автобаза — крупные поставщики сельскохозяйственной продукции для Колымы. Дальстрой имел свой морской и речной флот. К началу Великой Отечественной войны в его состав входили три больших океанских парохода "Джурма", "Дальстрой", "Феликс Дзержинский", теплоход "Советская Латвия" и 54 речных самоходных судна.

Что же касается основного направления деятельности Дальстроя, его основного производства — золотодобычи, то начиная с 1932 года она неизменно возрастала. Так, в 1932-м на пяти колымских приисках было добыто 511 кг химически чистого золота, в 1933-м — 791 кг, в 1934-м — 5,515 тонны, в 1935-м — 14,458 тонны, в 1936-м — 33,36 тонны, в 1937 году — 51,515 тонны.

Летом-осенью 1938 года в горнодобывающей промышленности Дальстроя работало 58,436 тысячи человек, из них 48,251 тысячи — заключенные. В общей сложности ими было добыто 62,008 тонны химически чистого золота, что стало своеобразным рекордом по сравнению с российскими результатами. Россия в 1913 году занимала по добыче золота первое место в Европе и четвертое — в мире. В том году она добыла 60,7 тонны. В 1939 году золотодобыча горнодобывающих предприятий Дальстроя увеличилась до 66,314 тонны химически чистого золота, а в 1940 — составила 80,028 тонны. Это стало абсолютным результатом за всю историю Дальстроя, и позднее он уже не повторялся. К концу 1940 года в лагерях Севвостлага содержалось 176 685 заключенных, а общее количество работающих в Дальстрое составило 216 685 человек.

С 1937 года в Дальстрое добывали второй металл — олово. Вскоре оловодобыча была увеличена с 40,7 до 3,226 тысячи тонн в 1941 году, что составило 75% всей оловодобычи в СССР. В 1941-м в Дальстрое действовало 45 золотодобывающих и 12 оловодобывающих приисков и рудников.

За успешное выполнение заданий правительства по производству и строительству работники Дальстроя начиная с 1935-го неоднократно отмечались правительственными наградами. Среди наиболее значимых: 20 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР начальнику Дальстроя комиссару госбезопасности третьего ранга Ивану Никишову и заместителю начальника Дальстроя инженер-полковнику Валентину Цареградскому присвоено звание Героя Социалистического Труда; 24 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальстрой НКВД награжден орденом Трудового Красного Знамени, за образцовое выполнение государственных планов орденами и медалями награждены 1 014 работников треста; геологи, наиболее отличившиеся при открытии и разведке месторождений, разработке новых поисковых методов и научных рекомендаций (Юрий Билибин, Сергей Обручев, Сергей Раковский, Сергей Смирнов, Борис Флеров, Валентин Цареградский), в феврале 1946 года были удостоены Сталинской премии СССР. В мае 1940 года Совет Народных Комиссаров СССР разрешил учредить нагрудный значок "Отличнику-дальстроевцу", которым награждались работники Дальстроя — передовики производства.

Быстрый рост основного производства стимулировал развитие остальных отраслей хозяйства Дальстроя. Развивался также и весь комплекс подсобного производства, обслуживающего горнодобывающую промышленность, что продолжалось и в дальнейшем. За более чем 20 лет Дальстрой превратился в огромную суперорганизацию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 января 1951 года его площадь была увеличена до 3 млн кв. км, что составило более 1/7 части всей территории Советского Союза.

К концу марта 1953 года в Дальстрое насчитывалось 450 предприятий. В их числе было 89 приисков, рудников и фабрик, 23 электростанции и 1,6 тысячи км высоковольтных линий электропередачи, 84 нефтебазы, 14 узлов связи и 17 радиоцентров, 6 морских пунктов, 9 аэродромов, 3 узкококолейные железные дороги на Колыме и 2 железные дороги (в Ванино и Находке). К концу года в Дальстрое имелось 16 рудников (9 — по добыче олова, 3 — золота, 1 — вольфрама, 1 — кобальта и 2 — урана), 15 обогатительных фабрик, 44 прииска (в том числе золотодобывающих — 37, оловодобывающих — 7). Здесь же работало 6 драг, 183 экскаватора, 157 бульдозеров. Общее количество заключенных Севвостлага составило 88 800 человек, Берлага (Берегового лагеря, или особого лагеря № 5, специально организованного в феврале 1948 года для содержания "политических" и "особо опасных") — около 22 000 человек.

После образования в декабре 1953 года Магаданской области (площадь вновь образованной области составила 1,183 млн кв. км), Дальстрой был переведен из ведения МВД в ведение Министерства цветной металлургии. Ряд ранее выполнявшихся им функций административно-территориального управления перешел к новому территориальному образованию. До образования Магаданской области заключенными и вольнонаемными было добыто и сдано государству 1 059,1 тонны химически чистого золота, 55 340 тонн олова, 2 187 тонн вольфрама, 363 тонны кобальта, более 100 тонн урана.

В последующие несколько лет Дальстрой еще продолжал свою активную производственную деятельность. Берлаг с лета 1954 года был реформирован, но Севвостлаг продолжал существовать. К началу 1956-го уже меньше 40% предприятий Дальстроя были укомплектованы заключенными. Архивная статистика свидетельствует, что к этому же времени (начиная со времени образования) ранее легендарный гострест организовал в общей сложности 78 золотодобывающих и 20 оловодобывающих предприятий, 8 золотодобывающих, 18 оловодобывающих, вольфрамодобывающих и кобальтодобывающих рудников и фабрик, 2 урановых рудника. Все они добыли 1 148 тонн золота, 62,3 тысячи тонн олова, 3 тысячи тонн вольфрама, 398 тонн кобальта, более 120 тонн урана. Кроме этого гострест добыл 10 млн тонн угля для собственных нужд.

Весной 1957 года Дальстрой был реорганизован. Это произошло в связи с перестройкой управления промышленностью в стране, когда был организован Магаданский экономический район, руководимый совнархозом. Последний начальник Дальстроя Юрий Вениаминович Чугуев стал первым председателем Магаданского совнархоза.

В истории Дальстроя, как крупнейшей и, пожалуй, единственной в стране суперорганизации, множество самых разнообразных и крайне неоднозначных страниц. Здесь героические моменты удивительно быстрого освоения неизведанной территории, превращения ее в главного поставщика стране валюты, а также оборонных металлов слились воедино с трагическим периодом существования разветвленной лагерной системы и необоснованных массовых репрессий — причины гибели десятков тысяч ни в чем не виновных людей.