Бизнес. 8 ноября 2016, 09:00
Андрей Котов. Фото: Мария Золотарева, MagadanMedia
Секреты бизнеса

Андрей Котов: Каждый рубль «регионального товара» увеличит денежный оборот внутри Колымы

О региональном производстве, инвестициях, которые дадут рабочие места, замкнутой территории без злонамеренного давления – бизнес-омбудсмен

8 ноября 2016, MagadanMedia. Каждый рубль "регионального товара" существенно увеличит оборачиваемость денег внутри Магаданской области: средства начнут работать внутри экономики и самофинансировать рынок. Поэтому, чем больше мы будем производить здесь, тем больше будет оставаться на Колыме, а оборот финансов увеличится. В этом уверен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Магаданской области Андрей Котов, который планирует изменить ландшафт местного бизнеса, пока еще отмалчивающегося и привыкшего вариться только в "собственном котелке". Работая еще в непривычной для себя роли бизнес-омбудсмена, коренной колымчанин заявляет – регион успешно заживет с выращиванием собственного продукта, а также благодаря инвестициям, причем совершенно неважно, откуда они придут. Главное, они дадут новые рабочие места, а зарплата коренных жителей будет оставаться на территории. О перспективах области, преференциях для коммерсантов и замкнутой области, в которой нет системного злонамеренного давления на бизнес, Андрей Котов рассказал в интервью ИА MagadanMedia.

– Андрей Викторович, совсем немного времени прошло с того момента, как постановлением губернатора Колымы Вы были назначены уполномоченным по защите прав предпринимателей в Магаданской области (документ подписан 1 сентября), однако Вы уже активно включились в работу и всячески оказываете поддержку местному бизнесу. Как чувствуете себя в новом амплуа?

– Честно говоря непривычно, поскольку на таком поприще я тружусь впервые, однако сам предпринимательский рынок Колымы я успел изучить довольно неплохо (еще до того, как стал бизнес-омбудсменом) и должен сказать, что большинство, не все конечно, колымских предпринимателей пассивны.

Что я имею ввиду: многие коммерсанты озабочены своим бизнесом, своими делами, что совершенно естественно, и живут в так называемом замкнутом мире. Это не упрек в их адрес, однако развернись они к своим конкурентам, власти, а главное, знаниям лицом, им было бы гораздо легче строить свой бизнес, а значит и менять само предпринимательство в области и стране в целом.

К сожалению, далеко не все предприниматели знают, что на Колыме, да и в России, делается достаточно много для развития бизнеса, в первую очередь малого и среднего. И моя главная забота – донести до них эту информацию, рассказать, показать, привлечь к программам поддержки, одним словом – достучаться до этих людей и найти к ним подход.

– Что же может предложить регион, непосредственно власть, общественные организации бизнесу Колымы?

– Во-первых, программы по "ликбезу". Есть соответствующие сайты, рассказывающие о различных преференциях для бизнеса, и их правительство Магаданской области поддерживает. Есть немало гарантий, которые тоже можно получить у региональных властей, например, частичное субсидирование своей деятельности, правда здесь проблема в другом – за ними никто не приходит, потому что про них не знают, а ведь это очень выгодно.

– Андрей Викторович, расскажите поподробнее, на какие бонусы могут рассчитывать наши колымские бизнесмены?

– Ну, во-первых, местный бизнес может получить льготы по аренде земли. Так, все инвестиционные программы, которые предприниматели могут осуществлять на территории области, имеют право на льготы по арендным платежам, вплоть до полного освобождения.

В каждом муниципалитете территории приняты соответствующие нормативные документы, которые позволяют тем коммерсантам, которые инвестируют в развитие чего-либо, а соответствующий инвестиционный проект они зарегистрировали как инвестиционный, получать льготу вплоть до полного освобождения от арендных платежей.

Кроме этого наш бизнес поддерживают фонды, среди которых – фонд микрофинансирования (он больше работает с мэрией Магадана), предоставляющий услуги по микрокредитованию, Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства, он в большей мере оказывает гарантийные услуги. То есть организация выступает своего рода поручителем в банке для заемщика-бизнесмена, что позволяет упростить получение кредита, а в некоторых случаях только такая гарантия и дает возможность совершить операцию кредитования.

Ну, и, конечно, одним из ведущих видов поддержки бизнесменов, причем молодых, является ежегодный конкурс "Лучший Молодой Предприниматель", который проводит Ассоциация Молодых Предпринимателей Магаданской области совместно с Министерством образования и молодежной политики Магаданской области.

В этом году заседание жюри по конкурсу состоится 24 ноября, а торжественное награждение победителей регионального тура планируется провести 1–2 декабря.

Однако, как заметил собеседник агентства, конкурс – это всего несколько победителей, цель же бизнес-омбудсмена – создать в регионе массовость: предпринимательских проблем и путей их решения, объединить предпринимателей, которые сейчас все же остаются разрозненными.

– Это и есть основная проблема колымского бизнеса?

– И она тоже, но основная наша беда в том, что деньги, которые сюда поступают, например, для бюджетников, или деньги, которые получают люди, работающие в коммерческих предприятиях, тратятся на те товары и услуги, которые поставляются с "материка".

Таким образом деньги, пришедшие на Колыму, с Колымы исчезают, а это резко сокращает и внутренний рынок, и бюджетные поступления, поскольку в регионе не достаточно денежных средств, которые можно было бы платить собственным товаропроизводителям.

Эту ситуацию можно поменять только одним образом – растить в Магаданской области собственное производство. Каждый рубль "регионального товара" существенно увеличит оборачиваемость денег внутри территории: деньги начнут работать внутри экономики и самофинансировать. Да, мы сейчас идем к тому, что развиваем свои предприятия, сельское хозяйство, но сделано для этого еще мало. Нужно работать в этом направлении.

– Продолжая глобальную тему, давайте обсудим, кроме развития своего собственного производства, что еще нужно сделать Колыме, чтобы бизнес, да и вообще сам регион зацвел?

– Наша задача – привлекать сюда инвестиции. Нас интересует, чтобы деньги, которые есть у предпринимателей, вкладывались, по возможности, здесь, в регионе, и чтобы финансы приходили извне.

– А лучше это будут заграничные или отечественные инвестиции?

– Это не очень важно на самом деле. Когда мы говорим о создании инфраструктуры – всё равно.

Прибыль, сформированная из пришедших извне инвестиций, конечно, будет уходить из региона. Вопрос в другом – вложенный на Колыме рубль, в любом случае, что-то создал: здания, сооружения, рабочие места – и всё это работает на территории, а значит приносит дополнительный валовый продукт.

Соответственно, у нас возникают новые точки прибыли, дополнительные налоги. Даже с учетом того, что значительная часть доходов внешними инвесторами будет забираться, здесь создаются рабочие места, люди получают зарплату, часть которой останется в регионе. Только вот в какой доле?

Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, повторюсь: чем больше мы будем производить здесь, тем больше будет оставаться на Колыме, а оборот финансов увеличится.

Не стоит забывать и о том факторе, что Колыма – весьма камерная территория, маленькая и несколько оторванная, а посему некоторые товары у нас просто некому продавать. Пример, на Колыме есть замечательное предприятие, достаточно инновационное, которое производит контрольно-измерительное оборудование для систем водоснабжения и канализации, и подавляющее большинство своей продукции компания поставляет в другие регионы страны, потому что здесь реализовать такой товар фактически невозможно – он никому не нужен, ведь региональный рынок ограничен.

В этой связи очень хороша государственная программа по предоставлению "дальневосточного гектара", которая позволяет приходить на территорию инвесторам, которые будут что-то создавать. Даже если это будет обычный жилой дом, все равно это инвестиция, задействованный труд, материалы. И все это останется здесь, в регионе. Такая же картина складывается и для самих колымчан – берите гектары, чтобы создавать здесь на родной земле что-то свое и развивать область.

– А сами предприниматели с какими проблемами, нуждами к Вам приходят?

– С самыми различными. Кто-то просто за консультацией, кто-то – чтобы решить спор с муниципалитетом. Например, в одном из округов есть проблема, связанная с недвижимостью. Бизнесмен не мог заключить договор аренды. В связи с изменениями антимонопольного законодательства, договор аренды на имущество, которое принадлежит муниципалитету, должен быть заключен на конкурсной основе. Соответственно, надо проводить конкурс. Муниципалитет этого никогда не делал, для местной администрации это сложность. В итоге возникает конфликтная ситуация, когда с одной стороны предприниматель не может заключить договор аренды и не может пройти лицензирование своей деятельности, а с другой стороны – муниципалитет, которому никогда не доводилось подобного рода мероприятия проводить. Хочу сказать, что в этом вопросе не нужно предпринимать что-то сверхсложное, чтобы его решить: путем небольших переговоров все стало на свои места, и конкурс проводится.

Продолжая тему бизнес-споров, Андрей Котов отметил, что, несмотря на какие-то разногласия, все-таки на Колыме нет злостных проявлений, связанных с отъемом бизнеса, бандитскими разборками: в крупных городах таких вещей значительно больше, а значит, и строить свое дело в Магаданской области проще – было бы желание.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia