272 года назад основали исчезнувший Гижигинск
11:30
Прокуратура потребовала укрепить дамбу на реке Ола возле села Гадля
17:23
В Магадане прошло заседание административной комиссии мэрии
17:02
В России назвали прожиточный минимум пенсионеров
17:00
Представители УФСИН по Магаданской области предоставили отчетза 2023 год
16:57
Магаданская область присоединилась к акции "Георгиевская ленточка"
16:46
Жительница Магадана получила "скидку" на бытовую технику от кибермошенников
16:45
Алименты и услуги ЖКХ: с родителя можно требовать возмещение коммунальных услуг
16:40
Жительница поселка Ола пойдет под суд за угрозы убийством топором
16:32
Магаданцу грозит два года за порчу автомобиля соседа
16:28
В Магадане стартовал весенний призыв
15:45
Школьникам поселка Палатка рассказали о пожарной безопасности
15:14
Магадан присоединился к всероссийской акции "Окна Победы" в преддверии 9 Мая
15:07
Клиенты Сбера сэкономили более 1,3 млрд рублей на обязательных платежах с начала года
14:50
МТС RED: фиксирует рост DDoS-атак в первом квартале 2024 года
14:50
Магаданским школьникам предоставили материалы для поддержки во время экзаменов
13:59
Колымским депутатам предоставили доклад о соблюдении прав предпринимателей 12:03
Магаданские танцоры заняли призовые места на соревнованиях в Москве 09:51
Долгосрочные планы развития городов внесут в систему управления проектами 09:46
Магаданская область и Шахтерский округ ДНР заключили соглашение о сотрудничестве 24 апреля, 13:43
Уполномоченный по правам человека Колымы отчитался о работе 24 апреля, 12:01
На Колыме приняты законы об обращении с безнадзорными животными 24 апреля, 11:57
В Магадане одобрили исполнение бюджета по итогам 2023 года 24 апреля, 11:49
Сенатору от Колымы вручили награду Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики 23 апреля, 17:18
Уполномоченный по правам ребенка Колымы отчитался о деятельности в 2023 году 23 апреля, 16:39
Сергей Носов: выборы Президента показали, что колымчане – это одна большая семья 23 апреля, 15:39
Магаданских предпринимателей приглашают на тематические вебинары 23 апреля, 15:06
Магаданская облдума приняла изменения в Закон "О бюджете Территориального ФОМС" 23 апреля, 14:48
Колымские депутаты приняли участие во встрече по итогам выборов президента 23 апреля, 09:44
Колыма вошла в третью десятку регионов с сильной экономикой 23 апреля, 09:11
Поступления налогов и сборов в бюджеты Магаданской области вырос в 1,5 раза 23 апреля, 08:15

И еще о неадекватных ценах на авиацию: наше письмо наверх

Яков Радченко привел в блоге MagadanMedia обращение к федеральной власти по поводу цен на перелеты, которые выгоняют колымчан из региона
S7 Airlines Александр Крылов, ИА MagadanMedia
S7 Airlines
Фото: Александр Крылов, ИА MagadanMedia

Яков Радченко

Яков Радченко. Фото: ИА MagadanMedia

Карфаген непременно должен быть разрушен... Я вновь об авиации и неадекватных ценах на билеты для жителей Колымы. В прошлый раз я писал, что Общественная палата Магаданской области готовит обращение к федеральной власти по поводу этой больнейшей проблемы. Такое обращение готово. Я выношу его на суд читателей моей колонки. Может быть, кто-то уточнит какие-то формулировки, добавит хорошие мысли, просто поддержит или покритикует нас. В любом случае – будьте в курсе нашей работы и наших предложений. Кому направим, пока не указываю, но направим реально наверх. Итак, вот проект текста нашего обращения:

Общественная палата Магаданской области в течение трех лет системно занимается одной из главных проблем жителей Колымы – высокими авиатарифами на рейсы в другие регионы страны. Здесь немало делается региональной властью, однако системно проблема может быть решена только на федеральном уровне. В связи с этим мы обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть наши предложения.

Тарифы экономкласса в летний период на основном нашем рейсе "Магадан – Москва – Магадан" в течение последних четырех лет регулярно подскакивают до 50–60 тысяч рублей (при себестоимости полета в нынешнем году 22–24 тысячи). Что касается сервиса, то к нам направляют как правило 15–25-летние самолеты с искусственно уплотненными креслами, компоновка которых в принципе не предназначена для 8-часовых полетов. Похожая ситуация и на других направлениях.

При этом Магаданская область, Чукотка, Камчатка связана с остальной страной только авиационным транспортом.

Огромные скачки цен происходят независимо от числа перевозчиков, наличия или отсутствия на направлении конкуренции. В итоге большая часть жителей региона оказывается невыездной, если не оплачивают дорогу в отпуск на работе. По социологическому опросу, проведенному нашей палатой, лишь 7% колымчан имеют возможность выбраться из региона за свой счет. Тот же опрос показал, что 67% жителей области считают высокие авиатарифы одной из главных причин отъезда с Крайнего Севера навсегда. Это подтверждается и демографической статистикой: с 2012 по 2016 год на фоне уверенного роста производства и средних зарплат число жителей Магаданской области уменьшилось с 154,5 до 146,3 тысячи человек (–5,3%) при миграционном оттоке в среднем 1,5 тысячи человек в год.

Структура пассажиропотока на магаданском направлении в последние годы существенно изменилась: постоянные жители территории замещаются на вахтовиков, в том числе из-за рубежа. То есть, авиакомпании, получая сверхприбыли на наших рейсах, вносят решающий вклад в сокращение числа жителей региона – и это прямо противоречит государственной политике закрепления людей на Дальнем Востоке.

Неограниченные ничем и никем авиатарифы разоряют как непосредственно жителей Крайнего Северо-Востока, так и организации, в том числе бюджетные, которые вынуждены оплачивать аппетиты авиакомпаний по факту предъявленных сотрудниками билетов. Многие наши предприятия и организации не справляются с авансированием дороги работников в отпуск, поэтому люди вынуждены брать кредиты на билеты, которые им обещают впоследствии оплатить. Особенно страдает малый бизнес, которому такие расходы вообще не под силам.

Наша палата обращалась с этой проблемой в Министерство транспорта, но из ответа стало понятно, что там не понимают всей серьезности ситуации. А ситуация эта прямо связана с обеспечением конституционного права жителей наших отдаленных регионов на свободу передвижения по родной стране и с геополитической задачей увеличить число жителей на Дальнем Востоке.

Минтранс ссылается на программу субсидированных авиаперевозок, однако ее явно недостаточно. К тому же эта программа имеет негативные стороны: авиакомпании манипулируют продажами субсидированных билетов и играют на ажиотаже в пиковые периоды. По нашим оценкам наличие субсидированных мест дает авиакомпаниям возможность в летний период увеличивать цену обычных билетов на рейсе "Магадан – Москва – Магадан" на 5–10 тысяч рублей против ситуации, когда субсидированных билетов не было бы. Кроме того, субсидированных мест не хватает – в пиковые периоды на одно такое место претендует порядка 3 человек (по большей части школьников и студентов). Наконец, ограничение возраста 23-мя годами приводит к тому, что молодежь с 24-х лет, не имея еще хороших доходов и столкнувшись с билетами не за 15, а за 50 тысяч, массово переезжает в центральные районы страны.

Причину неадекватно высоких тарифов на билеты мы видим в отсутствии механизмов государственного контроля за ценобразованием авиакомпаний, в том, что цены эти свободные.

Как показывает практика, рыночные механизмы в условиях, когда авиация – единственный транспорт, не работают.

Проведенная Общественной палатой Магаданской области серьезная работа по изучению проблемы привела нас к выводу, что единственным решением является введение схемы субсидирования авиатарифов для всех пассажиров на конкретных ключевых авиационных маршрутах на Крайний Северо-Восток России (а, в идеале, и в целом на Дальний Восток).

Такое субсидирование может быть прямым – по типу нынешней программы для молодежи и пенсионеров или по той системе дотаций, которая действует сейчас, например, на местные рейсы внутри Магаданской области. Это может быть также и схема, когда государство устанавливает предельные авиатарифы на конкретном направлении и предоставляет налоговые льготы перевозчикам, которые согласятся не превышать установленную планку – например, освобождать выручку по направлению от НДС вообще. Справедливая предельная цена на рейсе "Магадан – Москва" с учетом затрат авиакомпаний, типов и компановок используемых самолетов, нынешней системы налогообложения по нашим расчетам не должна превышать сейчас 30 тысяч рублей за круговой полет. Отметим, что в 2015 году авиационной отрасли снизили НДС на внутренних рейсах с 18% до 10%. Однако, при предоставлении столь серьезной налоговой льготы перед авиакомпаниями не было поставлено никаких условий. Соответственно, никакой социальной ответственности со стороны авиакомпаний в отношении жителей Крайнего Северо-Востока России и в целом Дальнего Востока мы не наблюдаем – авиакомпании по-прежнему используют наших земляков, как источник сверхприбыли.

Программа субсидирования для всех даст на дальневосточных, и, в частности, северо-восточных рейсах, серьезный социальный и геополитический эффект в виде стабилизации числа жителей и роста привлекательности Дальнего Востока для переезда из других мест.

Даст это и экономический эффект. Вырастет пассажиропоток и загрузка российской авиации. Затраты бюджета либо налоговые льготы также окупятся. Сейчас расходы организаций на проезд сотрудников и членов их семей в отпуск не входят в базу НДФЛ и налога на прибыль. Авиакомпании же, которые получают эти деньги, имеют налоговые льготы. В результате от сверхприбылей авиакомпаний в бюджетную систему почти ничего не попадает. При снижении и стабилизации авиатарифов у организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, снизятся расходы на дорогу сотрудников в отпуск, и, соответственно, увеличится налогооблагаемая база. Очень важно, что меньше будут расходы на эти цели у государственных и муниципальных организаций, а значит, высвободятся значительные бюджетные средства. Наконец, доступность авиаперевозок приведет к росту числа туристов на Дальнем Востоке и подъему этой сферы.

Мы уверены, что без решения проблемы неадекватных авиатарифов нормальное развитие Крайнего Северо-Востока России, да и всего Дальнего Востока, невозможно.

От решения этой проблемы зависит: будут ли люди здесь жить или будут уезжать в другие регионы страны, как это происходит сейчас.