Блоги на MagadanMedia. Фото: ИА MagadanMedia
В 2008-м году российская сборная по футболу неожиданно и прекрасно вышла в полуфинал чемпионата Европы. Наши обыграли голландцев 3:1, и на магаданских улицах появились машины с радостными людьми, которые размахивали российскими флагами, гудели, кричали и делали все то, что надо и принято делать, когда твоя команда выиграла что-то серьезное. Однако, это празднование футбольной победы на магаданских улицах несколько озадачило сотрудников ГИБДД. Они явно испытали когнитивный диссонанс: конечно, и сами бы так с флагами поездили, но с другой стороны, в этом веселье на дорогах были явные элементы нарушения ПДД. А впереди, между тем, был финал с испанцами...
В областном УВД поступили мудро: созвали заседание своего общественного совета. Совет, членом которого был и я, обмозговал ситуацию и составил заявление. Смысл заявления был такой: радость — это хорошо, правильно, ее не остановить, но надо быть осторожным на дорогах, чтобы на радостях не разбиться. Одновременно было обращение и к сотрудникам милиции – относиться максимально лояльно к празднующим магаданцам. И это действительно был правильный ход: само УВД не могло и допустить каких-либо публичных заявлений о возможных поблажках болельщикам сборной в случае нарушения ими закона.
Действительно: как милиция может официально закрывать глаза на людей, которые ездят после спортбара и пива и еще не по тем полосам и не с той скоростью? А вот общественный совет при УВД мог на такие темы высказываться достаточно свободно. Как многие помнят, в полуфинале наша сборная все же проиграла испанцам, поэтому после игры радости как таковой не было, хотя наши и получили бронзу. Но речь тут не о футболе, а об общественных советах. В то время их было совсем мало, не то, что сейчас.
Итак, общественные советы при органах власти. Те самые, о которых говорят на высшем уровне, которые надо создавать, которые должны работать по полной. Какой в них смысл с точки зрения обычного жителя страны, нашей области? Начну с того, что юридически – это сила. В 2014 году принят федеральный закон "Об основах общественного контроля в РФ". В этом законе два основных субъекта контроля: общественные палаты и общественные советы. При желании по этому закону можно очень даже сильно проконтролировать и отдельных чиновников, и в целом орган власти. Кроме того, органы власти должны обсуждать с советом свои основные действия, планы и результаты. Через членов совета ответственным руководителям должна поступать информация и настроения снизу – от простых людей. Например, в совете при региональном министерстве здравоохранение смело ставьте вопрос об очередях в поликлинике, а если в миндорхозсвязи – о качестве дорог.
То есть, совет – это контролер чиновников и связующее звено между органами власти и гражданским обществом. Так должно быть. Но пока не всегда получается и не везде. Почему?
Проблема, в первую очередь, была с формированием состава. Представьте, что вы формируете совет при себе самом. Ну, чтобы обсуждать важные для себя вопросы, получать рекомендации, советоваться как быть. На самом деле практически у каждого в частной жизни уже есть такой совет. Состоит он из друзей, которые умные и могут подсказать, как решить ту или иную проблему. Естественно свои дела, жизнь, планы мы не обсуждаем с врагами и теми, кто слишком критично к нам относится. По такому дружескому принципу формировались до недавнего времени и общественные советы при органах власти. Ничего в этом страшного на самом деле нет — если люди толковые, то и обсудят, и подскажут, и решат. Вот только не очень проконтролируют. Я пишу в прошедшем времени, потому что система формирования различных советов стала меняться. И именно из-за особой важности функции общественного контроля.
Не буду касаться преобразований в общественных советах при федеральных органах власти. Только о Колыме. Минувшей осенью Общественная палата Магаданской области обсуждала состояние гражданского общества в нашем регионе. По итогам приняли программу действий. В том числе, и по общественным советам. Рекомендовали губернатору сделать процесс формирования советов при региональных министерствах, департаментах, инспекциях публичным и открытым, чтобы каждый заинтересованный активист мог предложить себя в состав. Владимир Печеный был на том заседании и к этим пожеланиям прислушался. Вскоре вышло постановление губернатора. Теперь общественный совет должен при каждом региональном ведомстве, их,кстати, более 30-ти. При каждом! Теперь половину членов определяет само ведомство, но публично — на портале Правительства области и в газете публикуется объявление о наборе, и каждый желающий может направить свою анкету на рассмотрение. Вторую половину членов самостоятельно представляет Общественная палата Магаданской области – из числа членов НКО, гражданских активистов и самих членов палаты. Отличная демократическая система. От палаты в каждый совет приходят независимые от ведомства люди. Да и первая половина – по сути конкурс. Сформированный таким образом совет, конечно, будет более объективен, он будет задавать больше неудобных вопросов. Вряд ли кто любит неудобные вопросы, ответственные работники в этом ничем не отличаются от других людей. Но губернатор подписал постановление, и его надо выполнять.
Новые общественные советы должны побудить ведомства к гораздо более активному общению с людьми и реакции на их запросы. И речь идет о реакции на уровне конкретных руководителей, которые отвечают за ту или иную сферу – от медицины до лесного хозяйства.
Сейчас каждую неделю в нашу общественную палату поступают один-два запроса от региональных ведомств. Мы уже отправили кандидатуры в семь советов, в том числе в региональные министерства финансов, дорожного хозяйства, строительства и ЖКХ. Среди предложенных нами кандидатур не только магаданцы, но и жители Олы, Омсукчана. Есть и блогеры, например, Александр Крылов и Елена Гринберг.
Возможно, эта колонка для многих покажется скучной. Но здесь я преследую вполне конкретную цель. Обращаюсь к активным людям, которых тема общественных советов заинтересовала, людям, которые хотят изменить работу наших колымских органов власти к лучшему.
Дайте о себе знать нашей общественной палате. Мы пообщаемся и, вполне возможно, направим вашу кандидатуру в совет того ведомства, работа которого для вас интересна. Юридических ограничений немного: в областные общественные советы не могут входить государственные и муниципальные служащие, депутаты и активисты политических партий.